Павлодарский речной порт уже много лет поставляет в Россию щебень: в основном в Омск и Тару, расположенные ниже по течению. Последние 15 лет баржи возвращались оттуда пустыми, но в этом году ситуация изменилась.

Теперь, как и в советское время, из Павлодарской области в Россию отправляют минеральные ресурсы, а обратно наши баржи везут российский лес.

Недавно павлодарские речники вернулись с первой партией древесины, путь туда и обратно занял у них около 50 дней.

– За один рейс мы отвезли в Омскую область около пяти тысяч тонн щебня, обратно привезли четыре тысячи кубометров российского леса. Часть древесины пойдет в Семей, а часть отправят в Китай, – рассказывает главный инженер Павлодарского речного порта Алексей Гладков. – Суммарно этот рейс занял около 50 дней: 5 мая наши ребята ушли и вернулись только через полтора месяца. Если бы не было простоев, могли бы уложиться в 35 дней. Простои в основном связаны с тем, что это был первый такой рейс, определенные моменты мы отрабатывали на ходу. Следующий должен занять меньше времени.

По воде от Павлодара до Омска баржи, груженные нашим щебнем, прошли 580 километров, потом еще столько же дальше на север – за лесом. По воде это 1500 километров только в одну сторону. Туда и обратно – все три тысячи.

Время занимает не только дорога, но и погрузка леса. Такой объем древесины не может храниться на берегу: его подвозят машинами, а затем грузят на баржи.

Сейчас суда ходят загруженными под завязку, но когда уйдет большая вода, работать речникам станет сложнее. На проблемном участке от Урлютюба до Омска, а это 200 километров, они не смогут пройти полностью груженными баржами. В межевой период уровень воды спадет до 135 сантиметров, а для нормальной работы нужно хотя бы 260 сантиметров глубины. То есть за один рейс много перевезти не получится: суда будут ходить полупустыми. Проблему можно решить, очистив русло, но этот вопрос нужно поднимать на государственном уровне.

– В межевой период на трехтысячную баржу можно будет погрузить не больше полутора тысяч тонн груза, то есть вдвое меньше, – объясняет Алексей Гладков. – Древесина – лёгкий материал, при хорошей глубине ее можно грузить больше.

По словам Алексея Гладкова, на днях Павлодарский речпорт посетили тюменцы. Именно они сейчас пытаются решить проблему с труднопроходимым участком водного пути от Урлютюба до границы с Россией. Вопрос очистки русла уже поднимался на совещании в Москве. Если в следующем году проблема решится, то появится возможность в несколько раз увеличить объемы перевозок.

– Весь север России готов брать наш щебень, и потребность в нем постоянная, – говорит Алексей Гладков. – Он нужен для устройства дорог на нефтепромыслах. При этом щебень регулярно надо досыпать из-за того, что он уходит в болотистую почву. Дороги к месторождениям засыпают щебнем, а по весне они уходят, и их снова засыпают.

С начала навигации Павлодарским речным портом перевезено около 36 тысяч тонн щебня. Всего в этом году планируют перевезти около ста тысяч тонн. Кроме того, павлодарцы занимаются перевалкой соли. Конечно, не пищевой, а технической. Ее добывают под Калкаманом, потом из Павлодарского речпорта ее забирают россияне и на своих баржах везут в Ханты-Мансийск.

В целом у павлодарцев много планов: это и лес, и щебень, и песок. Песка, кстати, уже добыли около 250 тысяч тонн. До конца навигации хотят довести эту цифру до миллиона тонн.

Есть предварительная договоренность с представителями китайской компании. Если договор будет подписан, павлодарские речники станут возить в Китай кокс, необходимый для нефтяной промышленности.

– Им выгоднее перевозить кокс водным транспортом, а не железнодорожным. По времени то же самое, но объемы в разы больше, – поясняет Алексей Гладков. – Железнодорожный состав не сможет за один раз перевезти столько груза, сколько берет на борт баржа. Водный путь выгоднее из-за объемов.

Путь в Китай для наших речников не будет простым: труднопроходимые участки есть даже на территории Павлодарской области – в Майском и Лебяжинском районах. С учётом этих сложностей рейс из Павлодара до Зайсана займет у речников около двух месяцев, а это 30 дней только в одну сторону.

Наталья ЗИНЧЕНКО.
Фото автора.

irstar.kz