Опять по-новому?

Всё это далеко не случайно, ведь Глава государства поставил перед агропромышленным комплексом страны амбициозную задачу: за пять лет увеличить производительность труда и объем экспорта переработанной продукции в два с половиной раза. И ясно, что решение этой задачи потребует новых подходов в развитии отрасли. Определены позиции, по которым Казахстан имеет высокий экспортный потенциал. Это прежде всего мясная продукция, в том числе говядина и баранина. Анализ показал, что по этим видам продукции при соответствующей поддержке экспортная выручка может составить 2,6 миллиарда долларов. И в Казахстане есть всё для успешного развития мясной отрасли: пастбищные угодья, орошаемые пашни, рабочая сила и даже кочевое прошлое. Есть и привлекательные экспортные рынки со стабильным ростом импорта говядины и ягнятины. Определены позиции, по которым на внутреннем рынке есть свободные ниши и надо избавиться от импорта. Речь идет о молочной продукции, птичьем мясе, плодах и овощах.

На заседании Правительства подчеркивалось, что для увеличения производства этой продукции и наращивания экспорта необходимо пересмотреть подходы в развитии этих отраслей, повысить доступность финансирования. А учитывая длительные периоды окупаемости, меры и финансирование должны быть рассчитаны на длительные сроки.

Предстоит решить и некоторые вопросы межотраслевого и межведомственного характера: налого­обложение субъектов АПК, техрегулирование, торгово-логистическая инфраструктура, поддержка экспорта, развитие сельских территорий и социальной инфраструктуры на селе. Учитывая все это, госпрограмма и пересматривалась. Разработаны новые долгосрочные отраслевые программы с периодом реализации 10 и более лет по основным направлениям АПК. Это программы развития мясного и молочного животноводства, птицеводства, орошаемых земель. Почему с периодом более 10 лет? Потому что биологический цикл в животноводстве от рождения теленка до нетели составляет 27 месяцев - почти два с половиной года. А срок продолжительности продуктивной жизни коровы - 10 лет. Поэтому бизнес в мясном скотоводстве нельзя планировать на короткие сроки. Другое отличие программы - она разрабатывалась с участием агробизнеса.

Что за программы?

Не будем говорить обо всех программах, их немало, отметим основные. Например, основу программы развития мясного животноводства составят небольшие хозяйства по типу семейных ферм и в форме якорной кооперации. Кооперативы могут состоять из фермерских хозяйств по выращиванию крупного рогатого скота, промышленных откормочных площадок и современных мясоперерабатывающих комплексов. Здесь, как говорят, применим опыт Америки и Австралии. Предусматривается создание более 80 тысяч семейных ферм, занятых скотоводством, овцеводством и коневодством, расширение площади используемых пастбищ с 58 миллионов гектаров до 100 миллионов га, увеличение поголовья скота до 15 миллионов голов, овец - до 30.

Для участников проекта будут предложены отдельные условия поддержки: приоритетное выделение земельных участков, льготное кредитование фермерских хозяйств на закупку поголовья, приобретение техники и оборудования, на создание инфраструктуры пастбищ. Программа молочного животноводства выстраивается аналогично - по принципу якорной кооперации, состоящей из семейных ферм по производству молока, промышленных молочно-товарных ферм и современных молзаводов. Для участников этого проекта предусмотрят отдельные меры поддержки, ведь ставится задача увеличить производство молока на миллион тонн. Уже давно пора всерьез заняться птицеводством, чтобы не отставать по господдержке от конкурентов из России и Беларуси. Поэтому для развития птицеводства предусматривается строительство новых, проведение реконструкции и модернизации действующих предприятий, повышение продуктивности мясной и яичной птицы. В результате реализации программы производство мяса птицы хотят увеличить в четыре раза, до 740 тысяч тонн, из них на экспорт пойдет 150 тысяч тонн. Производство яиц должно возрасти в полтора раза – с пяти до семи с половиной миллиардов. При этом на экспорт планируется отправлять до полутора миллиардов яиц.

А что же у нас в области? У нас тоже программа ориентирована на приоритетное развитие животноводства. Это при том, что в целом за пять лет в области производство сельхозпродукции должно увеличиться в 2,3 раза и дойти в денежном выражении до 451 миллиарда тенге. Производство продукции животноводства должно составить 230,3 млрд. тенге. Как говорится в областной программе, скотоводство будет ориентировано прежде всего на производство мяса и выращивание крупного рогатого скота. С другой стороны, предусматривается, что по сравнению с прошлым годом к 2022 году производство баранины увеличится с 5,2 тысячи до 10 тысяч тонн, говядины – с 23 тысяч до 42 тысяч тонн. При этом производство молока с 371 тысячи тонн планируют за пять лет увеличить до 550 тысяч тонн.

Будет расти как импорт породистого скота, так и собственное его разведение, для этого определили 326 потенциальных хозяйств в пяти районах области, где и будут реализовываться новые программы. Доля племенного поголовья крупного рогатого скота, как ожидается, достигнет 42 процентов, а сегодня племенное ядро – около четверти поголовья. Ясно, что производство молока увеличится, а значит, возрастет и загруженность перерабатывающих предприятий области, примерно до 90 процентов мощности. Для этого понадобятся немалые вложения в отрасль, по некоторым оценкам – до 60 миллиардов тенге кредитов и 18,5 миллиарда – на субсидирование.

Как повысить отдачу гектара?

В Минсельхозе определили основные факторы, влияющие на рост растениеводства. Это наличие качественных семян, техническая оснащенность, точное земледелие, применение удобрений и средств защиты растений, диверсификация, введение в оборот орошаемых земель. И в программе предусмотрены системные меры. Взять семеноводство. Сегодня большинство сельхозпроизводителей не приобретают семена высоких репродукций из-за отсутствия оборотных средств, потому используют собственные семена неважного качества. Вот почему уже в нынешнем году вводится новый механизм субсидирования семеноводства, предусматривающий полное возмещение расходов фермеров на приобретение семян по установленным нормам. При этом государство возмещает семеноводческим хозяйствам полную стоимость элитных семян или семян первой репродукции, отпущенных фермеру. В свою очередь получатель семян после уборки урожая возвращает 30 процентов полученных субсидий в Фонд развития семеноводства (предположительно АО «КазАгроГарант»). Фонд развития семеноводства, аккумулируя возвратные денежные средства, будет направлять их на финансирование приобретения и модернизации основных средств (техники и оборудования) для аттестованных производителей семян на очень мягких условиях (2-3%).

Мы много говорили о недостаточной технической вооруженности хозяйств на селе. Поэтому еще один приоритет — повышение технического оснащения. Эта задача будет решаться за счет субсидирования процентной ставки по лизингу и размеров инвестсубсидирования. Таким образом, постепенно наращивая эти меры поддержки, к 2022 году Правительство рассчитывает обеспечить объем инвестиций предпринимателей в технику до 273 млрд. тенге по Казахстану. Благодаря этим мерам за пять лет парк сельхозтехники надо довести до оптимального уровня, что позволит в последующие годы достичь нормативного темпа обновления на уровне шести процентов в год. С нынешнего года в рамках инвестсубсидирования возмещение будет на уровне 25 процентов. Ясно, что все эти преимущества будут использовать и в нашей области, тем более что новой областной программой это предусматривается. И если в прошлом году областной парк техники имел только 15 процентов относительно новых сельхозмашин, то через пять лет этот показатель как минимум нужно утроить, а это громадные средства, которые самим крестьянам, конечно, было бы не потянуть.

И в республиканской, и в областной программах есть меры по внедрению элементов точного земледелия. К ним относятся электронные карты полей, точные метеоданные, сенсоры и датчики, космомониторинг и другие решения. Разработаны экономические модели внедрения точных технологий для разных типов хозяйств. И теперь на базе университетов, НИИ и опытных хозяйств будет организовано обучение и тиражирование этих технологий. Внедрение таких технологий позволит за счет точного высева, дифференцированного внесения удобрений, средств защиты и сокращения издержек повысить эффективность производства в среднем на 15 процентов.

За счёт орошения

Развитие орошаемого земледелия должно снять многие вопросы в развитии растениеводства в целом. Сегодня орошение в республике проводится лишь на семи процентах общей площади посевов. Но зато орошаемые земли дают более 40 процентов продукции растениеводства в денежном выражении. И госпрограммой предусматривается доведение общей площади орошаемых земель в стране до двух миллионов гектаров. Тогда доля орошаемых земель в общей посевной площади составит 16%, объем валовой продукции - на уровне 2,4 триллиона тенге. А поливное земледелие - это не только овощи и фрукты, но и гарантированные корма для животноводства.

Если же говорить о нашей области, то по программе к 2022 году площадь орошаемых земель должна расшириться на 163,8 тысячи гектаров. Это амбициозный план, но принимая во внимание данные реестра водных ресурсов регион может достичь этой цели. Согласно плану к 2022 году общая площадь орошаемых земель у нас достигнет 210,6 тысячи гектаров. А в целом на развитие растениеводства нашей области за пять предстоящих лет планируется направить 153 миллиарда тенге инвестиций и 69 миллиардов тенге прямых субсидий.

Как подкрепили план

Ясно, что все планы и расчеты специалистов как областного, так и республиканского уровней требуют надежных гарантий и подкрепления финансовыми и организационно-правовыми мерами. Поэтому в проекте госпрограммы помимо концептуальных вопросов планируется реализовать и новые системные меры. Например, доступность финансирования для субъектов АПК рассчитывают обеспечить за счет восьми конкретных мер. Обещают восстановление субсидирования процентной ставки; совершенствование инвестсубсидирования; внедрение аграрных расписок; повышение эффективности субсидий; фондирование финансовых институтов через «КазАгро»; совершенствование агрострахования; развитие системы кредитных товариществ; развитие институтов гарантирования.

И очень важно при этом не распылять средства. Именно поэтому для повышения эффективности господдержки планируется сокращение неэффективных субсидий. Действительно, жизнь не стоит на месте, и существующие до сих пор меры господдержки требуют кардинального пересмотра. Прежде всего субсидии должны стимулировать внедрение новых технологий и увеличение производительности. Поэтому планируется сократить субсидии, которые напрямую искажают ценообразование и относятся по методике ВТО к «желтой» корзине. К таким надо отнести погектарную поддержку, субсидирование на единицу продукции в животноводстве (кг, литр, голов). С 2019 года такие субсидии будут полностью исключены в растениеводстве, а с 2020 года - в животноводстве.

Высвободившиеся средства направят на возмещение процентной ставки, инвестсубсидирование, агрострахование, в систему кредитных товариществ, институт гарантирования, которые, кстати, требуют еще и дополнительного финансирования. Минсельхоз планирует наращивать размеры поддержки по финансовым инструментам. Главное для нас сегодня – суметь эффективно воспользоваться тем, что крестьянам предлагает новая программа.

Владимир ГЕГЕР.
Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz