НЕМНОГО ИСТОРИИ

Попасть водным путём из Каспийского моря в Чёрное можно и сейчас – по Волге, Волго-Донскому каналу, выйти в Азовское море, а оттуда и дальше. Однако этот путь длинный и не слишком подходящий для морских судов. Канал же, впервые предложенный Президенту России Президентом Казахстана ещё одиннадцать лет назад, должен быть короче маршрута Волга-Дон на тысячу километров. Это позволит обеспечить пропускную способность грузов водным путём до 45 миллионов тонн в год, притом что мощность Волго-Донского канала – всего 13-16 миллионов тонн. В случае постройки по нему смогут проходить суда класса «река-море» грузоподъёмностью до восьми-десяти тысяч тонн.

Идея проекта, кстати, уже прорабатывалась. Ещё в 2007 году российские специалисты подсчитали: предложенный канал шириной 70 и глубиной 16 метров может обойтись в 15 миллиардов евро. В 2009 году Евразийский банк реконструкции и развития выделил 2,7 миллиона долларов на сравнительное исследование двух возможных вариантов «Евразии» и второго русла Волго-Донского канала, которое может связать Волгу и Азовское море. Была создана совместная российско-казахстанская рабочая группа по вопросам строительства «Евразии». Но против проекта выступили российские экологи, началась очередная волна мирового экономического кризиса, упали цены на нефть, и тема на время потеряла актуальность. Но, как видим, не навсегда.

ВЫГОДЫ И ГЕОПОЛИТИКА

Обсуждая идею, эксперты и политики подчас спорят о том, кому более выгоден будет новый канал – России или Казахстану, хотя не надо быть уж очень большим специалистом, чтобы понять, что в современных условиях развития мировой экономики ещё один транспортный коридор – в первую очередь благо для стран, по территориям которых он пройдёт. Скажем, Казахстан в последние годы очень много делает для того, чтобы максимально использовать транзитные возможности страны в рамках глобального проекта «Один пояс, один путь», в который вовлечены и другие государства, прежде всего Китай и Россия.

Китай проявляет безусловный интерес к осуществлению проекта, ведь по новому каналу его грузы транзитом через Казахстан смогут попадать в Европу гораздо быстрее. И даже подсчитано, что их объём, перемещаемый по этому пути, может в будущем возрасти в разы.

Казахстан тоже заинтересован в облегчении транспортировки собственных экспортных товаров к «большой воде» – океану – и Европе по каналу Каспий – Черное море: углеводородов, металлов, пшеницы и других грузов. Тем более что водный транзит по этому пути окажется самым быстрым и экономичным.

Предлагая вернуться к идее создания канала «Евразия», Н.А. Назарбаев говорил о нём как об одном из самых амбициозных проектов Евразийского Экономического Союза. Эксперты считают, что его значение, не только экономическое, но и геополитическое, трудно переоценить. Ведь помимо всех преимуществ для вовлеченных в него стран он станет на западном направлении серьёзной альтернативой Суэцкому каналу.

Но остаются, конечно, и вопросы: так или иначе проект затрагивает интересы прикаспийских и причерноморских государств: Азербайджана, Турции, Ирана, Туркменистана и других, с которыми надо будет как-то договариваться.

И ещё вопрос вопросов – где взять деньги для столь затратного проекта (некоторые расчёты показывают, что 15 миллиардами евро или долларов строительство не обойдётся, да и опыт осуществления больших проектов свидетельствует о том же). Называют в качестве возможных инвесторов Азиатский банк инфраструктурных проектов, Китай, вкладывающий деньги в развитие перспективных отраслей по всему миру. Плюс возможности партнёров по ЕврАзЭС, других государств, которых есть чем заинтересовать. Хотя надо иметь в виду, что для всех, а в особенности для Казахстана и России, важнейшим остаётся вопрос – у кого в руках будут «ключи от «Евразии»…

А ЧТО ГОВОРИТ ПРИРОДА?

О различных аспектах нового возможного мегапроекта мы говорили с известным в республике инженером-гидростроителем, гидромелиоратором Токтаром Айтымовичем Басабиковым. За его плечами опыт сооружения крупнейших гидроэлектростанций СССР, практической работы в системе мелиорации и водного хозяйства Казахстана. В своё время он, детально изучив официальный проект переброски части стока сибирских рек в Центральную Азию, предложил головному институту – разработчику проекта собственный, альтернативный, более оптимальный и во много раз более экономичный.

«Звезда Прииртышья» рассказывала об этом, о других проектах Т.А. Басабикова, публиковала его мнение о сегодняшнем состоянии водного хозяйства нашей страны и предложения по совершенствованию орошаемого земледелия. Выслушаем его мнение и о канале «Евразия»:

– Можно сказать, что сама природа тысячу лет назад этот проект уже осуществила. Мы рассказывали в «Звезде Прииртышья» о существовавшем на территории Западно-Сибирской низменности древнем Мансийском море с отметкой 128 метров. Арал тогда был на уровне 76, Каспий – 54, а Азовское море – ещё ниже. Вода же, как известно, всегда находит себе путь, так и воды Мансийского моря устремились вниз и по Кумо-Манычской впадине достигли Азовского моря. Я к тому это говорю, что когда-то Каспий был уже соединён с Чёрным морем, правда, повторяю, давно, не менее пяти-шести тысяч лет назад.

Ещё и поэтому канал «Евразия» вполне реален. И если участники проекта найдут деньги, что тоже не вопрос, учитывая их вес в мире, при нынешнем уровне техники и технологий проложить его будет не так уж сложно. Не стану говорить о выгодах – они очевидны. Поэтому, если спросить меня как гидростроителя и гидромелиоратора-практика, то я, конечно, «за». Однако надо просчитать и проанализировать и все риски, по возможности минимизировать последствия.

О чём идёт речь? Прежде всего о том, чем будет заполнено ложе будущей рукотворной реки длиной 650 километров, шириной 70 и глубиной 16 метров. Для разового затопления канала, говорят специалисты, потребуется 7,6 кубокилометра воды. Плюс ежегодно будет требоваться суммарно на восполнение потерь от испарения и фильтрации ещё 2,2-2,3 кубокилометра, а на шлюзование – примерно 1,4 кубокилометра.

Откуда же брать воду, если в Дону её и сегодня дефицит? Только с низовий Волги, из её устья, даже после впадения в Каспий, где волжская вода хоть уже и подсоленная, но преимущественно всё же пресная. В будущем канал, который пересечёт Сальские степи на юге России, улучшит водоснабжение этой засушливой зоны сразу в нескольких крупных регионах России, создаст условия для сельскохозяйственного и промышленного социального развития и другие преимущества. Но возникает и опасность засоления этих территорий, если не будут приняты соответствующие упреждающие меры.

Необходимо учитывать и поведение грунтовых вод в зоне, где проляжет канал. Всегда реки подсказывают подземным водам – куда им течь, и они текут под землёй параллельно руслам рек. В данном случае этот естественный ход подземных вод будет каналом перегорожен, и с севера подземные воды будут его подпирать, а с юга они отступят. Значит, с северной стороны возможны и даже неизбежны подтопления территорий. И уже подсчитаны площади – более 2,5 тысячи квадратных километров. Но это только предварительные расчёты, поэтому для минимизации этих и других негативных последствий потребуется создание водоохранной зоны, а на некоторых участках и гидроизоляция русла.

Могут сказать, что всё это проблемы российской стороны, и пусть у россиян болит голова по их поводу. Но на самом деле это не так: мегапроект подобного масштаба так или иначе повлияет на экологию не только России и Казахстана, но и всей Евразии. При нынешнем уровне развития технологий он может стать максимально экологичным гидротехническим сооружением мирового масштаба. Или не стать и привести к неблагоприятным экологическим и не только экологическим последствиям, как это случилось с Аральским морем.

Надо иметь в виду, что воды Каспийского и Чёрного морей сильно отличаются по своим свойствам. У них разные экосистемы – по солёности, химическому составу и, как следствие, по содержащимся в них биоресурсам. И ещё неизвестно, как скажется их возможное взаимодействие посредством соединившего два моря канала. Для обитателей Цимлянского водохранилища Волго-Донского канала, во всяком случае, проникновение в них ракообразных микроорганизмов из Чёрного моря, питающихся планктоном, сыграло отрицательную роль. Экологи опасаются, что и попадание в Каспий, находящийся ниже уровня моря на 27 метров, так называемых «вселенцев» – флоры и фауны Азовского и Чёрного морей – может стать для него неблагоприятным. Говорят экологи и о том, что канал нарушит традиционные пути миграции сайгаков, находящихся на грани вымирания.

Всё это – непростые вопросы, требующие изучения и упреждающих мер, но они, конечно, не перевешивают плюсов мегапроекта «Евразия». В своё время Президент России В.В. Путин заявил, что появление нового канала «не просто обеспечит выход прикаспийским государствам в Чёрное и Средиземное моря, то есть в Мировой океан, но и качественно изменит их геополитическое положение, позволит стать морскими державами». А Президент Казахстана Н.А. Назарбаев предложил подумать и над строительством высокоскоростной магистрали с одноимённым названием, которая бы соединила Европу с Азией через Россию и Казахстан.

Юрий ПОМИНОВ.
На снимке: одна из предполагаемых схем канала «Евразия».

irstar.kz