Дали жару

В день открытия со сцены звучали не только популярные произведения, например, «Ступай, мой народ» Луи Армстронга или «Колыбельная» из «Порги и Бесс» Гершвина, но и незнакомые композиции. Наверное, такой микс всегда удачен – кто-то охотно подпевает, когда звучит что-то знакомое, а кто-то с удовольствием слушает новое для него произведение. Вообще-то в джазе, в котором очень важна импровизация, знакомое тоже всегда звучит по-новому.

Открыл праздник эстрадный оркестр Ордынского района Новосибирской области, который приезжает на павлодарский фестиваль во второй раз и уже успел полюбиться нашей публике. Коллектив существует не так давно, но ордынцам удалось подобрать по-настоящему блестящий состав исполнителей, о чем свидетельствуют и многочисленные награды, полученные музыкантами на различных фестивалях и конкурсах. Первая же композиция, прозвучавшая в их исполнении – «Soulbossanova» ? была встречена аплодисментами. Музыка, написанная Куинси Джонсом еще в 1961 году, неоднократно становилась саундтреком к фильмам, использовалась как музыкальная тема в различных шоу и даже была гимном чемпионата мира по футболу, который проводился 20 лет назад во Франции. Оркестр исполнил еще несколько композиций, в том числе джазовый стандарт «Давай повеселимся» и «It don’t mean a thing» Дюка Эллингтона.

В этот раз павлодарцы познакомились с молодыми музыкантами из Алтайского краевого колледжа культуры и искусства. Здесь уже более 20 лет существует единственный в Алтайском крае учебный эстрадный оркестр «BigkollegBand», неоднократно становившийся лауреатом многих конкурсов и фестивалей. Солистка оркестра Владлена Карпова просто покорила павлодарских слушателей.

А еще на фестивале павлодарцев удивили… сами павлодарцы. Вернее, наши музыкальные коллективы, входящие в состав областной филармонии имени Исы Байзакова. Сначала на сцене выступила мужская вокальная группа «Samiyan» под управлением Мадины Нургожиновой, исполнившая композицию «Let my people go» («Ступай, мой народ»), когда-то самым известным исполнителем этого спиричуэла стал Луи Армстронг. Павлодарцы представили свежее и оригинальное исполнение знакомой песни.

Павлодарский камерный хор под управлением Мадины Жармухамбетовой (хормейстер Елена Баторшина) исполнял спиричуэлз. Именно эти афроамериканские духовные песнопения рабо­владельческого юга Америки и повлияли на появление и развитие джаза, они и сегодня часто становятся основой многих выступлений и импровизаций. Наш хор всегда умеет удивить своего слушателя, в его исполнении звучит и популярная, и классическая музыка, светская и духовная, репертуар очень разнообразен и порой непредсказуем.

И, конечно, с особым нетерпением павлодарцы ждали появления на сцене своих любимцев – областной джазовый оркестр под управлением Виктора Шейкина. Виктор Тимофеевич всегда общается со своим зрителем, рассказывает о том, о чем рассказывается в музыкальных композициях, о том, какие картины встают для него за музыкальными фразами, что, впрочем, не мешает слушателям каждому увидеть что-то свое. В этот раз он рассказал о том, что он видит в композиции Сэмми Нестико «The joy of cooking». Оркестр выступил с несколькими композициями, завершив свой выход на сцену совместным исполнением со специальной гостьей фестиваля, которой стала французская певица американского происхождения Шола Адиза-Фаррар, «Summertime» Гершвина (колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»).

Особенные гости

Второй раз в Павлодар приехал на наш фестиваль петербургский пианист и продюсер Алексей Черемизов, который не только прославился как мастер импровизации, но известен и тем, что приглашает и в Россию, и в страны СНГ известных исполнителей. В прошлом году он познакомил павлодарских любителей музыки с американкой Деборой Дэвис, в этом году он нам представил Шолу Адиза-Фаррар. Он рассказал, что влюбился в джаз еще в детстве и до сих пор верен своей первой любви в музыке, тем более что в семье его увлечение понимали, принимали и поддерживали. А. Черемизов считает павлодарский фестиваль событием в мире музыки – это настоящий фестиваль, а не просто концерт, он по-настоящему связывает многих музыкантов и вокалистов из разных стран и городов. Тем более что джаз – это живой организм, который постоянно обновляется, изменяется, в нем появляются новые направления. А джаз на казахстанской земле – особенное явление. В этом с ним солидарна и солистка нашего джазового оркестра Кира Шейкина, она говорит, что джаз для нашей страны, где в музыкальной культуре чрезвычайно важна импровизация, очень органичен. К тому же сегодня набирает все большую популярность такое явление, как этноджаз, в Казахстане уже проводилось несколько фестивалей этноджаза, и наши музыканты стараются не отставать – они неоднократно включали в исполняемые композиции казахские народные инструменты (такие как кобыз и домбра).

Конечно, особый интерес у публики вызвало выступление Шолы Адиза-Фаррар. Любопытно, что, родившись на родине джаза, она переехала из Калифорнии в Париж. Сама она не видит в этом ничего странного. Сначала просто хотела получить новый опыт, а Париж выбрала как один из древнейших европейских городов, где очень сильны музыкальные традиции. К тому же многие американские исполнители джазовой музыки всегда стараются попасть в Париж, на французских сценах выступали многие звезды. И, наоборот, французские музыканты стремятся в Америку, чтобы приобщиться к традициям джаза, перенять стиль. Алексей Черемизов считает, что хоть между американским и европейским джазом нет слишком больших различий, но у американцев сильнее чувствуется пульсация свинга в выступлениях.

Для Шолы поездка в Казахстан – во многом совершенно новый опыт. Говорит, что впервые выступает на такой большой сцене, как у нас, перед таким большим количеством зрителей и с таким большим джазовым оркестром. В общем, все у нас оказалось очень большим. Обычно она выступает в многочисленных парижских клубах с небольшим музыкальным сопровождением, в более камерной атмосфере. Еще она отмечает нашего зрителя. Сначала для нее было непривычно – на ее выступлениях европейский зритель ведет себя более свободно и непринужденно, а тут она столкнулась с тем, что часто ее исполнение проходит при полном молчании – так внимательно ее слушают. Зато потом зал буквально взрывается – эмоциями, аплодисментами, различными возгласами.

Шола сама пишет слова для своих песен и рассказывает, что давно начала их сочинять. А вообще ее знакомство с джазом началось в театре – ее специализацией при получении высшего образования была театральная музыка. Многие джазовые композиции или писались для театра, или использовались в спектаклях, и очень скоро она почувствовала, что джаз не только вошел в ее жизнь, но стал ее частью. В семье исполнительницы нет музыкантов, хотя все близкие – творческие люди. Мама, ставшая писательницей, очень гордится дочерью, прославившейся как вокалистка. А еще композиция Шолы звучит в одном из эпизодов американского сериала «У нее должно быть это». Она говорит, что режиссер сам обратил внимание на ее ролик в интернете, созвонился с ней и договорился о включении композиции в сериал. Для нее это было очень лестное предложение – для музыкантов всегда важно, когда их замечают.

В своем выступлении Шола старалась не только общаться с павлодарским зрителем, но и вовлекать его в свои выступления. Зал охотно подпевал, вскоре к ней на сцене присоединился один из зрителей, а через какое-то время образовалось и трио – дуэт поддержала ведущая фестиваля Кира Шейкина. Это был настоящий экспромт, никто заранее не готовил сюрприза для зрителей, так что импровизировали в вечер открытия не только участники фестиваля.

Галина ЕГОРОВА.


«Всё это следует шить»

Многодетная мама из поселка Майкаин открыла собственное дело и надеется, что ее продукция, снабженная национальным логотипом, скоро будет продаваться по всей стране.

У Сауле Абильдиновой пятеро детей. Все многодетные родители знают, что большая семья не только приносит большое счастье, но и немаленькие расходы, ведь дети быстро растут, и приобретение новой одежды часто становится ощутимым грузом для домашнего бюджета. Очень скоро Сауле поняла, что шить одежду для детей намного выгоднее, чем покупать ее в магазине. Дело не только в том, что это экономит средства: самостоятельный пошив позволяет обзавестись обновой сразу, как только в этом появляется необходимость, и в каком-то смысле экономит время – не нужно бегать по магазинам в поисках вещи, которая подошла бы по размеру, устраивала бы внешне и не слишком била по карману. К тому же дети Сауле всегда одеты по-особенному, на зависть сверстникам и их родителям. Не случайно многие спрашивали у Сауле, где она покупает одежду для детей. Некоторые делали заказы.

Решение стать швеей далось легко: она с детства ловко управлялась с иголкой и нитками – это умение передалось девочке от ее матери, шить ей нравилось всегда. Поэтому и раньше помогала односельчанам в разных ситуациях: готовила приданое для невест, шила национальную одежду.

Довольно скоро стала задавать себе вопрос: почему бы любимое дело не превратить в собственный бизнес? В прошлом году Сауле обратилась в Региональную палату предпринимателей и прошла обучение в рамках проекта «Бастау». Бизнес-тренер Гульзина Балтабаева помогла подготовить и защитить бизнес-проект, а затем и подготовиться к конкурсу на грантовое финансирование. Этот конкурс Сауле Абильдинова выиграла и получила грант в размере трех миллионов тенге.

Однако у Сауле были проблемы с поиском и арендой подходящего помещения. За помощью она обратилась в поселковый акимат, там ей помогли подобрать помещение и занять его на льготных условиях.

Сегодня предпринимательница уже обживает новое здание: на выигранные деньги собирается приобрести промышленные вышивальную и распошивальную машинки, промышленный оверлог и парогенератор. Кроме того, она начала шить одежду из трикотажа, но в ее ассортименте по-прежнему числится национальная одежда. Сегодня Сауле мечтает о том, что ее продукция будет продаваться в разных городах и селах страны с этикеткой «Сделано в Казахстане», и у нее есть все возможности, чтобы эта ее мечта исполнилась точно так же, как и мечта о собственном деле.

Галина АЛЕКСАНДРОВА.

irstar.kz