Комиссия «Нур Отан» по контролю за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств посетила участок дороги Астана – Павлодар. Он входит в состав большого проекта «Центр – Восток» протяженностью 905 километров, сейчас здесь фаза активного строительства. Деньги на прокладку дороги выделили из Национального фонда РК. Мажилисмены же следят за целевым и эффективным их расходованием. Проект начали еще в 2010 году, закончить обещают в следующем.

Что касается непосредственно участка Павлодар – Астана, то его начали в 2013 году, и первоначально дорогу обещали закончить еще в конце 2016 года, до начала Всемирной выставки «ЭКСПО-2017». Но не сложилось. Нынешние проблемные участки трассы находятся на территории Павлодарской области. По словам Глеба Щегельского, депутата Мажилиса Парламента, сейчас дорогу строят по всем направлениям новые подрядчики.

Ранее занимавшаяся строительством «Дена Рахсаз Констракшн» по неясным до сих пор причинам не смогла выполнить обязательства по своим участкам. Проблемная ситуация сложилась именно на их участках общей протяжённостью 115 километров. В прошлом году в связи с тем, что подрядчики практически ничего не делали, договор с ними разорвали. Однако планы открытия движения на трех участках уже были сорваны. Теперь на каждом из них работают разные компании-подрядчики.

На данный момент чиновники судятся с иранской компанией, которой, помимо возврата выделенных средств, грозят большие штрафные санкции. Речь идет о суммах, превышающих два миллиарда тенге. Чтобы точно оценить ущерб, необходимо все судебные документы, по мнению мажилисмена, более детально изучить. Но самая главная потеря для фирмы – имиджевая. Хотя нужно сразу отметить, что репутационный ущерб получила не только компания-подрядчик, но и структуры, нанимавшие иранскую компанию.

– Они работали на разных участках, и где-то себя хорошо зарекомендовали, надо тоже правду говорить, – продолжает Глеб Щегельский. – На трассе Щучинск – Боровое показали себя довольно успешно. Но в Актюбинской области уже начали давать сбои. Самое главное устранение проблем – это просто сделать дорогу, а там практически ничего не было сделано. Мы сюда потому и приехали, что это был самый проблемный участок по программе «Нурлы жол». Было много обращений и жалоб, поэтому приехали убедиться, что решение найдено.

По словам Темирхана Мендыгалиева, заместителя председателя правления нацкомпании «КазАвтоЖол», подрядчики из Ирана перед началом работ получили аванс и на данный момент не отработали еще порядка полутора миллиардов тенге. Но бюджету никакого ущерба не будет нанесено, потому что аванс был гарантирован средствами на банковских счетах.

– Это крупная компания, которая на территории Казахстана работала на протяжении 15 лет, – продолжает Т. Мендыгалиев. – Она реконструировала до тысячи километров дорог в нашей стране. Но получилось как получилось. Очень жаль, что потеряли такого партнера.

По словам депутатов, сейчас качество – один из основных приоритетов при строительстве дорог. В законопроекте Мажилиса о стандартизации есть ряд поправок, направленных на создание республиканского центра качества мониторинга автодорог. Туда войдут областные филиалы дорожных лабораторий.

Помимо строительства самой дороги около поселка Шидерты в рамках развития придорожного бизнеса закончили возведение небольшой гостиницы. В сложных погодных условиях, если люди устали, здесь можно будет переночевать, поесть, получить медицинскую помощь. Сейчас подобных гостиниц построили уже несколько, в том числе и в Акмолинской области. Объект планируют передать в доверительное управление на пять лет.

– Кроме строительства дороги, нужно, чтобы был и сервис для людей, – считает Глеб Щегельский. – Новая гостиница – это яркий тому пример.

До конца года перед областным филиалом «КазАвтоЖола» стоит задача обеспечить четырехполосное движение на 100 километрах, двухполосное – на трех участках общей протяженностью 115 километров, чтобы не было объездных дорог. Общая протяженность дороги от Павлодара до Астаны составляет 441 километр, сегодня в эксплуатацию ввели около 200 километров.

Руслан ЛОГИНОВ.
Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz