Руками не трогать

В фондах областного историко-краеведческого музея хранятся уникальные экспонаты: трехсотлетнее венецианское зеркало, старинный головной убор из чистого серебра и ортеке – необычный музыкальный инструмент 14 века.

– Ортеке – это деревянный ящичек, на котором закреплены фигурки лошадей. С помощью лески они цеплялись к мизинцу домбриста, и когда тот играл кюи, фигуры начинали подпрыгивать. Чем быстрее звучала музыка, тем активнее двигались фигурки, – рассказывает главный хранитель фондов Павлодарского историко-краеведческого музея Алия Жомартова.

Ценность павлодарского экспоната в том, что это подлинный инструмент, а не современная копия. Сохранились и сам ящик, и деревянные лошадки, и фрагменты нитей, при помощи которых приводились в движение игрушки.

– Ортеке были популярны у казахского народа, но до наших дней инструменты не дожили. Времена были тяжелые, деревянные игрушки могли даже бросить в топку. Неудивительно, что ортеке, который хранится в нашем музее, – единственный на весь Казахстан. Тот инструмент, который выставлен в Алматинском музее музыкальных инструментов – так называемый новодел, – говорит Алия Жомартова.

Уникальный музыкальный инструмент попал в фонды областного историко-краеведческого музея в 1965 году. Его иногда вывозят на выставки, но в постоянную экспозицию не выставляют – инструмент требует реставрации, а мастеров, готовых выполнить такую тонкую работу, просто нет.

– Нам предлагают сделать новый ортеке – точную копию, но это будет совсем не то. Сейчас мы ищем мастера, который сможет отреставрировать инструмент, сохранив его первозданный вид, – объясняет главный хранитель фондов.

Еще один удивительный экспонат Павлодарского историко-краеведческого музея – серебряная бокка. Она представляет собой женский головной убор из листового серебра в виде конуса в 40 сантиметров высотой. Носили его поверх мягкой подкладки. Существовали варианты бокки из бересты и вой­лока. Чем богаче хозяйка головного убора, тем дороже был материал, из которого тот был сделан. Обычно бокку украшали драгоценными камнями и перьями птиц.

Бокка, которая сегодня выставлена в павлодарском музее, найдена случайно. Древнее захоронение обнаружили во время полевых работ в Актогайском районе. Сохранился головной убор в первую очередь потому, что был изготовлен не из бересты или войлока, а из серебра.

– Бокка датируется 13-14 веком. Это наша визитная карточка, такого экспоната нет ни в одном музее Казахстана, – уверяет Алия Жомартова.

Нельзя не рассказать и о других уникальных экспонатах. На втором этаже музея воссоздан интерь­ер гостиной XIX века. Купеческий быт показан через предметы мебели и музыкальные инструменты. Здесь можно увидеть старинное венецианское зеркало, ломберный стол и граммофон из Чикаго.

– Несмотря на свой возраст, зеркало в прекрасном состоянии, – говорит Алия Жомартова. – У него был долгий путь. Мы можем только предполагать, как зеркало попало из Италии в Павлодар. Вероятно, сначала его доставили в европейскую часть России, потом в Омск, а оттуда на пароходе в наш город. После революции имущество купца, которому принадлежало зеркало, было экспроприировано, и раритет чудом сохранился благодаря тому, что оказался в павлодарском театре. Оттуда зеркало забрали мои коллеги. Кстати, несколько лет назад один из сотрудников нашего музея побывал в Италии на острове Мурано, где было изготовлено зеркало. Там он увидел его точную копию.

Еще один уникальный экспонат – кольчуга Малайсары. Ее передали в музей потомки батыра.

– Мы можем гордиться тем, что у нас выставлены подлинные экспонаты, а не копии, как в других музеях, – говорит Алия Жомартова. – Само здание нашего музея – тоже экспонат. Дом купца Дерова – это памятник республиканского значения и визитная карточка нашего города. А всего в фондах павлодарского музея хранится 73 тысячи экспонатов.

Наталья ЗИНЧЕНКО.
Фото автора.


Завершая сезон

Меньше чем через месяц областной драматический театр имени А.П. Чехова завершает свой 73-й сезон. Его художественный руководитель Виктор Аввакумов отмечает, что прошедший сезон стал одним из самых ярких и сложных за последние годы.

Как рассказывает В. Аввакумов, этот сезон чеховцы работали в напряжённом режиме. Театр направляет свои усилия не только на творческую составляющую, но и работает для увеличения своей аудитории, которая, к слову, в этом сезоне увеличилась в два раза. Не так давно для театралов разработали программу «Рынок и культура», направленную на повышение доходной части театра. Запустили три новых проекта: «Волшебная суббота», «Ироничный четверг» и «Гастрольная рампа Прииртышья». Специально для нашего театра известным режиссёром Юрием Бутуниным написаны две пьесы – «Прекрасная Флоренция» и «Мечталёт».

Как могли заметить постоянные зрители театра, расширился и прокат. Одно из главных организационных новшеств сезона – дополнительное включение в игровую практику четверговых спектаклей, из-за этого, правда, уменьшилось количество репетиций. Однако Виктор Аввакумов отмечает, что это не мешает выпускать премьеры каждый месяц.

Сотрудники театра стараются делать всё необходимое для его процветания, чтобы зритель, который так любит театр Чехова, получил как можно больше замечательных, интересных спектаклей. Они не только формируют духовную сферу общества, но и дают возможность человеку получить необходимый позитивный заряд, который должно приносить любое учреждение культуры.

– Все спектакли, рождённые в театре, – это мои дети. Они могут быть разными, но абсолютно все – любимые. Поэтому я не могу выделить какие-то из них. Наши спектакли рассчитаны на разные аудитории. Несомненным столпом, на котором строится репертуар сезона, стали спектакли «Игроки» и «Идиот». Есть спектакли, рассчитанные на отдых, – «Прекрасная Флоренция», «Мечталёт», «Одуванчики», «Здрасьте, я ваша тётя», – рассказал худрук театра.

В июне, после официального завершения сезона, чеховцев ждут в районах области. Первые постановки в летних сельских гастролях пройдут в Новочерноярке и Луганске.

Виктор Аввакумов, не раскрывая подробностей и сюрпризов, приготовленных для зрителя, рассказал, что планов на следующий сезон много. Худрук обещает, что 74-й театральный сезон станет не менее интересным и напряжённым для театралов.

– Уже есть спектакли, которые находятся в репертуарном портфеле, но они, конечно, пока не называются. Сегодня канва репертуара следующего сезона уже обозначена, думаю, эти спектакли понравятся нашему зрителю, – уверен Виктор Аввакумов.

Кристина КОХНО.
Фото Владимира БУГАЕВА.


В одной мастерской

Известные павлодарские художники работают в одной команде с археологом. Под руководством специалиста Жасыбай Кабылдинов и Турар Тулеев реставрируют музейные древности.

Много лет они проработали бок о бок в одной мастерской, а теперь вместе трудятся еще и в Павлодарском историко-краеведческом музее: художник-оформитель и художник-реставратор. Они приводят в порядок старинные керамические кувшины, музыкальные инструменты и даже кости древних животных. Разумеется, такая работа проводится только с разрешения археологов.

Жасыбай Кабылдинов помогал расписывать стены музейных залов, одну из которых теперь украшают баянаульские горы. Еще Турар Тулеев и Жасыбай Кабылдинов помогают готовить экспонаты к выставкам: они как никто другой знают, как показать их в выгодном свете. Украсить музей к празднику, нарисовать вывески, помочь с костюмами и даже самим на время стать живыми экспонатами – все это не в новинку для талантливых художников. Ночь в музее, разумеется, была бы невозможна без их участия.

— Мы участвуем в этом мероприятии каждый год. Оформляем все и внутри, и снаружи. В этом году помогли превратить музейный подвал в тюремный барак. Рисовали лозунги и готовили декорациии, – рассказывает Турар Тулеев. – Обычно мы выставляем экспонаты, помогаем с их перевозкой. Создаем из гипса точные копии археологических находок, чтобы на выездных выставках не пострадали оригиналы.

Помимо кистей и красок, в арсенале павлодарских мастеров есть даже бетон. К примеру, скульптуры Жасыбая Кабылдинова сегодня можно увидеть в Баянауле: это и асык высотой больше человеческого роста, и искусно сделанный кобыз. Оба мастера состоят в Союзе художников Казахстана, их работы не раз демонстрировались на различных выставках. Сами мастера уверены, что работа в музее стала для них дополнительным источником вдохновения.

Наталья ЗИНЧЕНКО.
Фото автора.


Трудные танцы

Главный секрет успеха – каждодневный тяжёлый труд. Именно так считает известный в Павлодаре творческий коллектив ансамбля народного танца «НҰР». Он существует вот уже 18 лет, которые прошли в постоянных репетициях и выступлениях.

Ансамбль народного танца «НҰР»в 2007 году создал Владимир Федосов, ставший художественным руководителем коллектива. Тогда танцоры работали при Дворце культуры имени Естая. С 2010 года им руководит Айгуль Даирбаева. Молодой специалист пришла из студенческой филармонии ПГУ. Прежний состав, как это обычно бывает при смене руководителя, распался, и Айгуль Даирбаева собирала новую группу танцоров из тех, кого знала и учила. В 2012 году ансамбль перевели из ДК под крыло областной филармонии имени Исы Байзакова.

Постепенно состав меняется, уходят «старички», приходят новенькие, некоторых руководитель коллектива учит танцевать практически заново. Особенно сложно найти претендентов в мужской состав. Всё-таки представители сильного пола в танцах – дефицит.

– В мужской состав ансамбля ребята приходят разные, не всегда подготовленные, поэтому к ним я отношусь мягче, чем к девочкам, – девчонок много, – смеётся Айгуль Даирбаева. – С самого начала ставлю их к станку. Они занимаются каждый день – мы исправляем их ошибки, сутулость, косолапость, сколиоз, это полезно не только для танца, но и для здоровья. Станок выпрямляет тело. Результат такого труда виден уже через полгода-год. К примеру, один из парней танцует в нашем коллективе второй год. Пришёл он просто посмотреть и решил остаться. Поначалу особыми хореографическими данными молодой человек не отличался, но благодаря ежедневным тренировкам и репетициям сегодня он танцует не хуже других. Сразу видно, что получает удовольствие от того, что у него всё получается.

Сейчас в ансамбле работают 17 танцоров, в их репертуаре – больше 25 номеров. Причём танцуют они не только казахские танцы, но и русские, узбекские, белорусские.

Каждый, кто хотя бы раз видел выступление ансамбля «НҰР», отмечает его особую энергетику –симбиоз плавного движения народного танца с современными ритмами. И дело здесь не только в мастерстве танцоров, но и в умении поставить номер и подборе музыки. Как отметила худрук ансамбля, выбрать хорошее инструментальное музыкальное сопровождение для казахского национального танца – дело действительно не из лёгких. Многие композиции давно известны зрителю, да и коллективы-соперники, если можно их так назвать, ставят номера под эти же мелодии. В последние годы танцоров спасают появляющиеся этнофольклорные группы, которые смешивают национальные мелодии с роком или эстрадой.

Ансамбль побывал на ВДНХ в Москве, участвовал в международном фольклорном фестивале во Франции и в фестивале «Культурное наследие» в Арабских Эмиратах. Недавно коллектив собрал урожай наград в Омске на отборочном туре международного конкурса «Сибирь зажигает звёзды» – гран-при в номинации «Стилизация народного танца» и первое место – в «Народном танце». К сожалению, на финал конкурса, который проходил в Новосибирске с 10 по 14 мая, наши танцоры приехать не смогли – из-за загруженности, да и порой не хватает финансирования.

К Международному дню танца, который отмечается в конце апреля, ансамбль народного танца «НҰР»провёл для павлодарцев отчётный концерт. Коллектив исполнил 17 номеров, его поддержали ребята из школы-студии, Астанинский ансамбль танца президентского оркестра и друзья из школы лезгинки «Эхо гор». В результате зрителю показали добротный танцевальный концерт.

Недавно сбылась мечта коллектива – сегодня ребята не только танцуют сами, но и учат этому искусству подрастающее поколение. В школе-студии ансамбля в старшей и младшей группах занимаются больше пятидесяти детей.

В свой профессиональный праздник коллектив желает себе почаще выбираться на конкурсы. Во-первых, это неплохая встряска для ребят, которая пробуждает новые ощущения и дух соперничества, а во-вторых, можно перенять опыт сильных коллективов и не повторять ошибки слабых. Всё это, несомненно, мотивирует участников танцевального ансамбля на новые достижения.

Кристина КОХНО.
Фото Валерия БУГАЕВА.


Дом, в котором...

В Доме-музее Багаева планируют восстановить лабораторию, где знаменитый фотограф и краевед работал с негативами. Сейчас эта комната закрыта для посетителей.

Музей открыт в начале 2001 года, в доме, где Багаев жил и работал с 1905 по 1958 год. К слову, сегодня здесь стоит та же мебель, что и сто лет назад.

– В это зеркало смотрелись павлодарские купцы Деров и Зайцев, глава города и владелец пивоваренного завода Пятков, поэт Павел Васильев и певица Майра Шамсутдинова, – рассказывает сотрудник музея Надежда Майба. – Бывал здесь Каныш Сатпаев, и даже единственная фотография Машхура Жусупа Копеева была сделана здесь - прямо на этом диванчике.

Разумеется, Дмитрий Багаев занимался не только студийной съемкой. За полвека он успел объездить и обойти все Прииртышье. Отправляясь в очередную экспедицию, фотограф укладывал в свой вьючный ящик около 800 стеклянных фотопластин. Он сам вырезал их из стекла и покрывал фотоэмульсией. В его работах нашли свое отражение революция и гражданская война, период голода и репрессий, коллективизация и годы войны.

– Уникальность снимков Багаева в том, что среди них много непостановочных кадров. Он снимал реальный быт казахского народа, - говорит Надежда Майба. – Эти фотографии можно увидеть в нашем музее, многие из них подписаны рукой самого Багева – на русском и на казахском, причем надписи на казахском выполнены на латинице.

Помимо фотографии, Багаев занимался научной работой. К примеру, в 1929 году он участвовал в раскопках, которые велись на территории Гусиного перелета. Часть находок отправили в Москву, но часть краевед сохранил: у себя в доме он хранил скелет лошади-гиппариона, череп носорога, кости жирафа и страусиное яйцо. Эти экспонаты стали основой будущего краеведческого музея, который он же и основал.

– Его знали как краеведа и историка, он был знаком со многими известными людьми того времени, – говорит Надежда Майба. – Багаев ездил в архивы и музеи разных городов Казахстана и России, искал записи путешественников, которые бывали на территории Прииртышья в 18-19 веках. Он был членом-корреспондентом Западно-Сибирского отделения Русского географического общества.

У Багаева было шестеро детей: пять сыновей и дочь. Младший сын работал с ним, а дочь Валентина стала военным корреспондентом. Сейчас в Доме-музее Багаева можно увидеть личную печатную машинку Дмитрия Поликарповича, которая попала к нему уже после войны. Печатную машинку привезла отцу Валентина: солдат попросил сфотографировать его на память, а в обмен отдал трофейный аппарат.

Кроме того, сохранился рабочий стол Багаева, два панно, на которых изображены зимний лес и летняя терраса, тумба, сделанная по его заказу, и даже павильонный фотоаппарат 1907 года выпуска.

– У нас в музее можно фотографироваться, - уверяет Надежда Майба. – Можно встать у панно или около дивана, совсем как сто лет назад.

В месяц через музей Багаева проходят около тысячи человек.

– Для старшего поколения это кусочек детства. Наши старожилы бывали здесь раньше, были знакомы с сыном Багаева Леонидом, - рассказывает Надежда Майба. - Иногда приходят павлодарцы, которые не слышали о Багаеве, пока не нашли в своих семейных альбомах снимки из его фотосалона. Их легко отличить: фамилия автора написана на паспарту.

К слову, несколько лет назад одну из фотографий Багаева нашли на московском Арбате. Снимок, на котором изображен маленький Павел Васильев, выкупили и привезли в Павлодар. Потом из музея Багаева его передали в музей Павла Василь­ева.

Всего сохранилось более полутора тысяч работ мастера, сейчас они хранятся в фондах музея. Некоторые из них уже выставлялись в музеях Омска и Алтайского края, в Семее и в музее Карлага. Кроме того, сейчас сотрудники Павлодарского дома-музея Багаева намерены восстановить лабораторию мастера, где тот занимался проявкой и печатью снимков. Обстановку планируют воссоздать по воспоминаниям старожилов.

Наталья ЗИНЧЕНКО.
Фото автора.


И в Сибири – первые

14 мая в Новосибирске завершился авторитетный международный конкурс-фестиваль «Сибирь зажигает звёзды». Молодая певица из Аксу Дамира Мажитова заняла первое место, став одной из лучших вокалисток.

Дамира Мажитова поёт с самого детства. С шести лет маленькая певица начала участвовать в международных конкурсах, причём весьма успешно. Она побывала не только в городах Казахстана, но и в Болгарии, Италии, Австрии, Франции и Испании. За такую возможность Дамира благодарит спонсоров – руководителей крупных предприятий родного Аксу, именно они помогли молодому таланту показать себя.

Телезрители помнят Дамиру Мажитову как участницу пятого сезона казахстанского проекта «Х-фактор». Молодая исполнительница прошла отбор в Павлодаре и два тура уже в Алматы, однако, ей пришлось сойти с дистанции из-за реакции организма на смену климата.

В 2012 году певица, уже имея весомую копилку наград, поступила в музыкальный колледж при Казахском национальном университете искусств. После его окончания Дамира решила получить высшее музыкальное образование и продолжила обучение в КазНУИ на вокальном отделении. Сейчас она учится на втором курсе вуза.

Приглашение поучаствовать в фестивале Дамира увидела в Интернете. Так как певица уже давно не выезжала на конкурсы, решила испытать себя, соревнуясь с российскими талантами. Готовилась к конкурсу основательно – для выступления репетировала два произведения, с этим ей помогала Ирина Воловикова, педагог КазНУИ, где учится молодая певица. К слову, жюри, в состав которого входили лучшие педагоги московских театральных и музыкальных вузов, наградило наставника благодарственным письмом как лучшего руководителя.

В масштабном конкурсе «Сибирь зажигает звёзды» Дамира Мажитова заняла первое место в возрастной категории от 20 до 25 лет. Всего же в нём в разных номинациях участвовали около 1,3 тысячи человек.

На конкурсе-фестивале молодой талант из Прииртышья смогла не только показать, на что способна, но и поучиться у лучших преподавателей России. Юрий Шихин, доцент кафедры эстрадно-джазового пения Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина, провёл мастер-класс, после которого пригласил Дамиру Мажитову учиться в их вузе. Девушка признаётся, что получить одобрение авторитетных педагогов Москвы было для неё очень важным, однако бросать казахстанский вуз и переезжать в Россию Дамира Мажитова пока не планирует.

Кристина КОХНО.

 

irstar.kz