Грамотный Павлодар

В этом году подведение итогов «тотальника» проходило под лозунгом «Грамотный Павлодар». Судя по всему, наш город действительно неравнодушно относится к вопросам грамотной речи. Причем на разных языках. Дольше всего пишем диктант на русском языке, но вскоре павлодарцы стали писать международные диктанты на татарском и немецком языках, а в прошлом году именно наш город стал инициатором проведения диктанта на казахском языке. И пускай акция еще не стала республиканской, но, как говорится, лиха беда начало. А с переходом на латиницу такой диктант может стать отличным тренингом и для школьников, и для взрослых. С учетом того, что проводилось награждение участников «Тотального диктанта» в канун 1 Мая, учитывать многонациональность акции просто необходимо. Между прочим, многие немцы, татары, казахи, люди других национальностей прекрасно пишут диктанты и на родном, и на русском языках.

Павлодарцы своей вопиющей грамотностью поставили в тупик даже членов штаба «Тотального диктанта» в Новосибирске. Один раз нам даже не поверили: решили, что наши эксперты не совсем точно проверяют и «натягивают» пятерки. Но эти подозрения ничем не оправдались – там затребовали сканы наших работ, сами все перепроверили и вынуждены были признать, что оценки поставлены справедливо.

Дело выбора

Экспертами становятся только опытные дипломированные филологи – это преподаватели вузов и школ. Проверка диктанта – дело нелегкое. Ведь на каждое предложение может быть по нескольку вариантов расстановки знаков препинания, и эксперт должен учесть все варианты. Не случайно пятерочные работы проверяют и перепроверяют по нескольку раз. И все равно случается недогляд. В этом году уже на награждении одна из участниц «тотальника» доказала дежурному эксперту, что в одном из предложений в её работе не учли такой вариативный знак препинания, и ее оценка была изменена на более высокую. А другая участница, наоборот, доказала, что ей поставили незаслуженную пятерку, и настояла, чтобы ей исправили оценку на четверку. Вот какие случаются казусы. И они еще раз доказывают, что не для всех важен результат, участие – куда важнее. Хотя кто спорит, получать пятерки мы все любим еще со школы.

В общем, быть экспертом трудно и ответственно. Но и полезно. Сами организаторы акции из Новосибирска давно подчеркивают, что «тотальник» приносит огромную пользу всем: и пишущим, которые получают возможность повысить собственную грамотность, и проверяющим. По итогам «тотальника» проводятся настоящие научные исследования, которыми занимаются академики и рядовые лингвисты, ведь диктант позволяет изучать проблемные места в методике преподавания языка; однотипность ошибок показывает, где допущены ошибки в методике подачи той или иной темы. Вот и наши эксперты, работающие учителями, делают для себя соответствующие выводы, чтобы в будущем их воспитанники не допускали у себя распространенных ошибок.

Между прочим, филологи, приглашаемые на «тотальник», всегда стоят перед трудным выбором – писать или проверять? Впрочем, многие предпочитают делать и то, и другое, это допустимо. В этом году впервые написали «тотальник» две молодые учительницы из ОСШ № 40 (село Павлодарское) – Алия Акболина и Асия Жумабекова. И обе сразу стали отличницами. Всем их ученикам в назидание: раз могут написать без ошибок, должны смочь и научить быть грамотными. Впервые выпала возможность написать диктант и заведующей кафедрой русской филологии ПГПУ Ольге Андрющенко, и она тоже стала отличницей, а ее сын Василий, который учится в шестом классе, получил твердую четверку, причем маме не позволял вмешиваться в процесс написания – чтобы все было по-честному, без подсказок.

Курсант, курсист… Курсор?

Самому диктанту предшествовали курсы по подготовке, которые на протяжении нескольких лет ведет Илья Приходченко. Говорит, что ему самому нравится вести такие курсы, что это интересно и полезно для педагога. Самое сложное – подобрать для Ильи правильное слово для обозначения. Слушателей гражданских курсов обычно называют курсистами, военных – курсантами. А вот как назвать одним словом ведущего курсов? Один из современных детей быстро нашел подходящее слово – конечно, курсор! Ну, а почему и нет? Все давно смирились с тем, что диктующих текст называют «диктаторами», хотя не всем это было по душе. Так почему бы не назвать ведущего курсов «курсором»? Тем более он выполняет ту же важную роль – указывает нам правильное направление. Правда, сам Илья, наверное, еще не знает, что для него нашли новое определение. Он, как старожил «тотальника», испытал себя в разных ипостасях – не только вел курсы, но был и организатором, и «диктатором», и экспертом, и пишущим. Наверное, мало кто в одной акции примерил на себя все эти роли.

Одним из любимых «диктаторов» в акции остается Людмила Алексеевна Костикова. Хорошо диктовать – это настоящее искусство. Особенно это касается пауз – от их длительности и выразительности часто напрямую зависят поставленные пишущими знаки. Говорит, что в ее дворе все уже давно знают, что она «диктатор». Так и называют в глаза и за глаза. А она и не против – чувствуется в данной ситуации за словом не страх, а уважение.

Как на праздник

Наверное, мало где еще так подводят итоги, как в Павлодаре: с веселыми поздравлениями и прекрасными концертными номерами. Сороковая школа в этом году зарекомендовала себя не только самой грамотной (из 73 участников – девять отличников!), но и самой поющей – она была представлена на церемонии награждения несколькими прекрасными вокальными номерами.

Мало где ведут учет – сколько в копилке у участников «тотальника» пятерок. Такую статистику (и вообще всякую другую) ведет организатор акции в Павлодаре Наталья Колодина. Поэтому у нас среди номинаций – отличники года, дважды, трижды и четырежды отличники. И настоящий рекордсмен Казахстана – пятикратная отличница Елена Вайберт. В этом году один из спонсоров акции – фотоцентр Александра Пархоменко – подготовил еще и специальную награду: что-то вроде статуэтки и памятного знака специально для нее. Сама она говорит, что в этом году волновалась особенно, – звание бессменной отличницы налагает особую ответственность, ведь надо «держать марку». Да и устаешь от такой ответственности. Вот и подумывает взять отдых от написания диктанта и переквалифицироваться в эксперты. Она считает, что кто может написать диктант пять раз на пять, то напишет и 45. Конечно, это не совсем верно – не случайно среди пишущих из года в год так много тех, у кого далеко не все пятерки.

Например, Виктор Пилипенко впервые стал отличником, а ведь пишет диктант не впервые. В школьном аттестате у него по русскому четверка, так что Виктор является свидетельством того, что участие в акции помогает улучшить грамотность. Его семья несколько лет получала награды в номинации «Грамотная семья» – вместе с ним пишут его жена Светлана и две их дочери, Тамара и Полина. Работа Светланы и Виктора больше связана с компьютерами, но в семье все много читают, и с грамотностью у них все в порядке, они оба становились отличниками, правда, не одновременно. Их старшая дочь в этом году писала диктант в Новосибирске, где учится, а младшая – четвероклассница Полина – получила приз как самый юный участник «тотальника». Она, между прочим, написала на четверку.

Звание грамотной семьи в этом году досталось семье Смирновых-Сидорук. Неоднократно пишет диктант мама и бабушка этой семьи – Галина Смирнова, дважды отличница. Она работает водителем трамвая, и иногда ее смены совпадают с датой диктанта, так что ей не довелось участвовать каждый год. По этой же причине она не пришла и на награждение. А вот ее потомки – Анна, Ксения и десятилетний Егор – приняли награду и за нее тоже.

Звание самой мудрой участницы удерживает Нина Андреевна Мазина. Ей 81 год, и она обещает писать диктант, пока жива и пока проводится акция. Вот они все какие интересные и разные – участники «Тотального диктанта»!

Фото предоставлены Славянским центром и Домом дружбы.


С расчётом на бизнес

Проекты по производству и продаже жареного мороженого, предоставлению клининговых услуг и выращиванию зелени презентовали школьники в Павлодаре.

Как уже писала «Звезда Прииртышья», в рамках обновления содержания и профориентации школьников на старшей ступени внедрен новый курс – «Экономика и финансовая грамотность». Для подготовки к этому курсу в феврале нынешнего года по инициативе депутата областного маслихата Анатолия Бойчина в павлодарских общеобразовательных школах стартовал проект, нацеленный на формирование экономического мышления и обучение финансовой грамотности старшеклассников.

В Павлодарском городском отделе образования рассказали, что проект внедряется в 34 школах. В нем принимают участие свыше одной тысячи учеников с восьмого по одиннадцатый класс. При этом опытные специалисты регионального филиала АО «Народный банк Казахстана» ведут для детей практический курс, где знакомят их с тем, как пользоваться кредитными картами, услугами по платежам в онлайн-режиме, предоставляют информацию по условиям кредитования, открытию срочных вкладов. А еще с начала реализации проекта банковские работники обучили школьников тому, как использовать sms-банкинг, мобильное приложение «myHalyk», дистанционно управлять счетами, делать финансовый анализ на малых предприятиях и расчеты в сети интернет.

За это время приобретенные навыки использованы школьниками при написании проектов, связанных с развитием малого и среднего бизнеса, а в середине апреля специалистами Народного банка организована встреча учащихся школ №№17, 36 и 42 с предпринимателями нашего региона.

В рамках мероприятия детьми представлены бизнес-проекты. К примеру, группа десятиклассников из СОШ №17 Роман Новиков, Алина Мастепанюк и Айдар Абдрахманов презентовали на встрече проект по производству и продаже ролл-мороженого. По словам учащихся, главной особенностью этого продукта станут прежде всего его натуральные ингредиенты – молоко, свежие фрукты и различные топинги, в том числе шоколад, печенье, орехи и посыпки. Еще одним немаловажным аспектом считается быстрый способ его приготовления, занимающий одну-две минуты. Покупатель точно будет знать, из каких продуктов сделано мороженое.

Десятиклассники из СОШ №42 имени М. Ауэзова предложили собственный проект по созданию клининговой компании «Clean House». Актуальность его в том, что предприятие заботится о чистоте и порядке помещений своих заказчиков.

Ученик одиннадцатого класса СОШ №36 Никита Артемов начал разрабатывать бизнес-проект «Веселый фермер» по выращиванию зелени, а именно укропа, петрушки и зеленого лука. Важность своего проекта он объясняет тем, что заказчики будут иметь возможность приобрести свежую зелень по доступной цене.

Все создатели проектов представили их доходную и расходную части, движение денежных средств на протяжении первого года работы с учетом возможных рисков и убытков. Расчеты детей показали, что представленные ими виды бизнеса смогут окупиться за один год. К слову, предприниматели и руководство Народного банка дали высокую оценку проектам учащихся, отметив их интерес к предпринимательской деятельности.

Марина КИСЕНКО.

irstar.kz