Шестидневная пятидневка

Напомним, с начала нынешнего учебного года казахстанские школы с первого по одиннадцатый классы перешли на пятидневную учебную неделю. При этом Министерство образования и науки РК не считало должным регулировать и утверждать расписание каждой школы. Эти вопросы решались индивидуально администрациями учебных заведений. Например, если в школе занятия идут в одну смену, в то же время учебные площади и количество кабинетов при двух сменах позволяют заниматься в пятидневном режиме, то школа совместно с попечительским советом или родительским комитетом принимали решение в пользу пятидневки.

К слову, с 2017-2018 учебного года переход на пяти­дневную учебную неделю официально разрешен всем классам на основании инструктивно-методического письма академии имени Ыбрая Алтынсарина МОН РК.

Однако, по признанию некоторых родителей павлодарских школьников, пятидневку они представляли себе не совсем так, как это выглядит сегодня. По субботам дети по-прежнему встают рано утром, потому что им необходимо посещать школу, а за один воскресный выходной они не имеют возможности полноценно отдохнуть. Так, в будние дни школьники получают образование по инвариантной (обязательной) части учебного плана школы. А в субботу – по вариативной части, а это, как известно, кружки, факультативы, предметы по выбору, организованные именно в шестой развивающий день. Зато старшеклассники по субботам готовятся к итоговой аттестации и ЕНТ, что, по словам родителей, только усиливает напряжение детей, поскольку речь идет о предстоящих выпускных и вступительных в вузы экзаменах и подготовке к ним.

Есть нормы

В марте этого года специалисты регионального департамента охраны общественного здоровья рассказали о выявленных в школах нашего региона нарушениях санитарных норм, грозящих детям заболеваниями нервной системы. Мониторинг проведен в сельских общеобразовательных школах в связи с изменениями требований в организации учебного процесса, среди которых как раз переход на пятидневку и сокращение времени на подготовку домашнего задания.

По сведениям санитарных врачей, в шести из 28 школ Качирского района установлены сдвоенные уроки в начальных классах, составлено одно общее расписание вместо двух разных, то есть для обязательных и факультативных занятий. Например, в Федоровской СОШ расписание составлено без учета трудности дисциплин, а в Кызылтанской школе не соблюдался перерыв между сменами. Кроме того, с нарушениями составлены расписания в Ольгинской, Ямышевской и Заринской школах Павлодарского района, а в семи сельских школах Аксу превышена норма по учебной нагрузке и не соблюдены гигиенические требования к продолжительности перемен.

Оказывается, часть опрошенных школьников, а именно 60 процентов, считают, что с внедрением пятидневки нагрузка действительно увеличилась. По результатам анкетирования, на выполнение домашнего задания учащиеся начальных классов тратят сегодня до трех часов при норме в один час и десять минут. В среднем звене детьми выполняются уроки аналогично до трех часов при норме один час и 50 минут. У старшеклас­сников вместо двух часов и десяти минут на домашнюю подготовку уходит целых четыре часа. По словам 40 процентов респондентов, физкультминутки в школах заменяются уроками физкультуры или не проводятся совсем.

Почему важна суббота?

Между тем методист Инновационного центра развития образования при управлении образования Павлодарской области Кымбат Бейсенова считает, что санитарные врачи и многие родители неправильно понимают суть этого нововведения, рассматривая только одну его сторону.

– Мы тоже проводим опросы и ведем свою статистику, – говорит Кымбат Бейсенова. – Работники департамента охраны общественного здоровья придрались к учебным нагрузкам, хотя Министерство образования и науки РК все хорошо рассчитало, как это будет, ведь такие новшества всегда вызывают множество вопросов у общественности. Санврачи не задавали нам никаких вопросов, ничего не изучали, а просто поехали по районам и разнесли там всё в пух и прах. Если ребенку интересна робототехника или интернет-журналистика, то он идет заниматься этим в субботу. Это факультативные занятия и кружки, где в этот день дети занимаются не более двух часов. Что касается подготовки старшеклассников к итоговой аттестации и ЕНТ по субботам, то ребенок, понятное дело, должен получить свой документ об образовании. Разумеется, эти занятия для них проводятся в субботу, так как она не считается полностью выходным днем. Это вариативная часть. Не понимаю, почему родители задают такие вопросы. Как же тогда ребенок потом будет поступать в вуз?

Кымбат Бейсенова говорит, что переход на пятидневку никоим образом не должен ухудшать качество образования. Сегодня на каждый предмет отводится столько же учебных часов, как и при шестидневке. Объем учебного материала тоже остался прежним. Так что единственное, что увеличилось при переходе на пятидневную неделю, – это свободное время у школьников. А вот у педагогов появилась возможность для организации дополнительного образования по своему профилю. Теперь по субботам учителя-предметники ведут соревнования по игровым видам спорта, подготовительные курсы, кружки, студии. В эти дни при школах работают клубы по интересам, спортивные секции, ведутся познавательные, конкурсные, развлекательные программы, экскурсии и многое другое.

– Если говорить о домашней работе, то совсем не задавать ее мы тоже не вправе, – подчеркивает методист. – Это касается и выходных. Например, как можно не готовиться по предмету, который проходит раз в неделю? Педагоги стараются отработать по максимуму на уроках. Дома дети готовят задания дозированно, то есть им дается один-два параграфа и одно упражнение, применяется индивидуальный подход, когда ребенок может выбрать, делать ему необходимый минимум или возможный максимум, в зависимости от результата, который нужен ученику. Сегодня уроки готовятся быстро при помощи интернета. На дом дети не получают задания на праздничные и каникулярные дни и после проведения контрольных работ.

По словам Кымбат Бейсеновой, никто не способен гарантировать, что в рамках обновленной образовательной системы все нововведения будут сразу работать безукоризненно. Все они внедряются поэтапно, где-то работники сферы образования «спотыкаются», но непременно исправляют свои недочеты. При этом ничего, по мнению специалиста, не делается просто так. Все новшества имеют смысл и работают только на повышение качества образования.

А как у них?

Кстати, например, во Франции есть на неделе отдельный «день здоровья» для школьников – это среда. Дети не ходят в школу и не сидят за партами, но в этот день они посещают музеи, где учитель будто бы продолжает урок в свободной форме, а еще они ходят на стадионы и занимаются спортом, посещают различные мероприятия, площадки, ботанический сад, где тоже развиваются и учатся новому.

Марина КИСЕНКО.

irstar.kz