Мегабезопасность
Между прочим, некоторые предприниматели после событий в Кемерово сами стали проверять собственные торговые и развлекательные площадки, не дожидаясь, когда к ним нагрянут разные проверяющие. Например, президент АО MEGA CENTER MANAGTMENT Канат Смагулов дал распоряжение частым гребнем пройтись по всем столичным центрам «Мега» - сам обратился в органы по ЧС с просьбой провести там целенаправленную проверку. Он убежден, что так должны сделать и владельцы других подобных заведений в Казахстане, ведь они отвечают за безопасность своих посетителей. Отметил ряд выявленных проблем, на которые необходимо обратить внимание. Первое - это отсутствие обратной связи между государственными органами и общественностью. У всех госорганов есть собственные сайты, но обратная связь на них или не работает, или работает плохо. А она необходима, чтобы можно было получать ответы на вопросы, которые волнуют население, и критику, и предложения.
К. Смагулов отметил, что система оповещения почти во всех торговых домах и развлекательных центрах сделана так, что люди не обращают на нее внимания или не могут в ней разобраться. И планы эвакуации, и указатели, в том числе в сторону пожарных выходов, должны быть яркими, хорошо заметными, понятными, оформленными на трех языках. Сам он собирается размещать необходимую информацию и на больших экранах в своих центрах. Считает, что доступность подобной информации должна быть регламентирована на законодательном уровне.
Именно «Мега» инициировала подписание меморандума с органами по ЧС на проведение экстренных проверок. Возможно, нужны какие-то изменения или ограничения действия меморандума о проверках. Кстати, в России, где есть аналогичное ограничение проверок, которое называется «надзорными каникулами», та же проблема – крупные торгово-развлекательные центры проверяются не чаще одного раза в год, причем проверка запланирована, о чем предприниматель знает заранее. А это значит, что к ней можно и подготовиться. Внеплановые проверки могут проводиться только по жалобам и заявкам. Наверное, не все предприниматели обрадуются подобной инициативе, но, по мнению Каната Смагулова, если в их заведениях все в порядке с точки зрения безопасности, им опасаться нечего. Впрочем, добавим от себя, даже если им есть чего бояться, этот меморандум заставит их ликвидировать все недочеты. К. Смагулов готов предоставить свои центры и для необходимых учений спасательных и противопожарных подразделений, и для обучения детей в игровой форме, чтобы научить их правильно вести себя в подобных ситуациях. Он убежден, что подобные обучения должны в одинаковой степени интересовать не только предпринимателей и Комитет по ЧС, но и органы образования и здравоохранения, которые, похоже, пока к необходимости подобных тренингов относятся безразлично. Между прочим, участники «круглого стола» поддержали эту идею, вспомнив, что в советские времена органы гражданской обороны гораздо чаще проводили подобные обучающие встречи со школьниками, и, возможно, настало время для возвращения к подобной практике.
И еще. По мнению руководства «Мега-центра», давно уже пора заняться разработкой новых нормативных документов в области безопасности подобных заведений.


Обращаем внимание
Вопрос о том, почему мы начинаем учиться на чужих ошибках, хотя у нас были и собственные, задал глава Альянса блогеров Казахстана Галым Байтук. Он привел несколько примеров, когда в огне и дыму гибли люди, причем речь шла не о жилых домах, а о производственных и других помещениях – например, несколько лет назад во время пожара в складских помещениях в Астане погибли 16 человек. Уже тогда было пора задуматься о просчетах в системах безопасности и предпринять какие-то меры. Даже в том здании, где находится НПП «Атамекен», он проверил наличие и доступность запасных выходов, некоторые выходы на балконы оказались закрытыми. Зал заседаний, где был организован «круглый стол», находится на 26 этаже, и в случае пожара, по его мнению, было бы затруднительно эвакуироваться. А ведь над ними еще двадцать этажей. Наверняка теперь и остальные люди будут больше внимания уделять  безопасности зданий, особенно тех, которые посещает большое количество людей.
Снова была поднята проблема связи с общественностью – возможно, люди смогли бы снимать и обнародовать снимки, фиксирующие какие-то недочеты, по которым возможно было бы  проводить проверки.
Кто-то из участников обсуждения поднял еще один вопрос: на этапах проектирования зданий и приемки их в эксплуатацию были полностью устранены противопожарные службы. Это сделали в качестве профилактической меры в борьбе с коррупцией. Но борясь таким образом с коррупцией, мы поставили под угрозу безопасность людей. Поэтому на совещании поставлен вопрос о том, что необходимо вернуть участие пожарных хотя бы на этапе проектирования.
Обозначили и еще одну проблему. Во всех торгово-развлекательных центрах планировка практически одна: нижние этажи отведены торговле, верхние – развлечениям. Это своеобразный маркетинговый ход: по дороге с детьми наверх, в игровые залы и кинотеатры, родители могут задержаться и в торговых павильонах, сделать какие-то покупки. Наверное, не все предприниматели поддержат эту идею, но было предложено пересмотреть и изменить эту традицию. Возможно, пострадает торговля, зато посетители, большие и маленькие, будут защищены. Об этом говорил в своем выступлении и первый заместитель Комитета по ЧС МВД РК Сабит Бектаев. Он полностью поддержал идею подписания меморандумов с предпринимателями о проведении проверок. Отметил, что необходимо усилить гражданско-правовую ответственность предпринимателей при подобных происшествиях в местах массового скопления людей.
При обсуждении проверок безопасности зданий кто-то предложил ввести своеобразный знак безопасности, – своего рода знак качества, который обозначал бы, что в здании, которое имеет такое отличие, люди могут чувствовать себя совершенно спокойно.


Первые инициативы
В ходе обсуждения обозначены инициативы «Атамекена» - усиление общественного контроля, который будет не только стоять на защите интересов потребителей, но и дисциплинировать предпринимателей; ужесточение требований к предпринимателям в отраслях, имеющих риски нарушения прав населения. В частности, речь шла о пассажирском транспорте – за последнее время было немало фактов возгорания пассажирских автобусов, это свидетельствует о необходимости реформ в этой отрасли.Совместно с государственными органами (министерствами внутренних дел, национальной экономики, по инвестициям и развитию) «Атамекен» разработал дорожную карту по развитию автобусных перевозок. Сегодня программа проходит согласование с госорганами, после чего будет вынесена на заседание Правительства РК.
Кроме того, отмечено, что аналогичные меры необходимы и в системе лифтового хозяйства. А еще внесено предложение создать национальную систему рейтингов в некоторых сферах, связанных с обслуживанием людей (отели, объекты общепита, торговые центры, таксомоторные фирмы и прочее), основанной на независимой оценке субъектов предпринимательской деятельности, в которой учитывалось бы и мнение потребителей. Предусмотрен и стимул для конкурентной борьбы за верхние строчки в рейтинге: чем выше место, тем меньше проверок. В общем, проблемы были обнажены самые разные. И если высказанные предложения найдут отражение в новых законодательных актах, можно надеяться и на решение многих вопросов в сфере безопасности.

Галина ЕГОРОВА.
Фото с сайта news.mail.ru.

irstar.kz