Жасыбай Омирулы – казахский батыр, живший в XVIII веке и прославившийся в боях против джунгар (калмыков). Он происходит из ветви Басентиинов славного рода Аргынов (подветвь – Бесен).

Рассказы о подвигах Жасыбай батыра можно найти в работах Шокана Уалиханова, Машхура Жусупа Копеева, Николая Коншина. В свое время Алькей Маргулан написал эпос «Ер Жасыбай». В 2008 году место захоронения героя исследовала экспедиция отдела свода научно-исследовательских и проектных работ филиала Республиканского государственного предприятия «Казреставрация» под руководством Гульнары Камаловой.

Николай Коншин так описывал исторические события, происходившие в Баян­аульских горах в XVIII веке: «Лучшими по красоте местами в Баянаульских горах считаются два больших ущелья с озерами Жасыбай и Торайгыр… На вершине одной горы похоронен батыр Жасыбай, в честь которого и было в дальнейшем названо близлежащее озеро.

Жасыбай жил в те далекие годы, когда казахи вытесняли из Баянаульского края живших там калмыков. Это был известный батыр, не раз наносивший поражение врагам. Однажды по поручению главного предводителя казахов Олжабая Жасыбай должен был с небольшим отрядом удержать в горах калмыцкого хана с тысячей калмыков. Битва была жестокая, и Жасыбай показывал чудеса храбрости, пока калмыцкий хан не нанес ему смертельную рану. Герою выстрелили в шею, не прикрытую кольчугой. Дрогнули казахи, но в это время к месту битвы подоспел Олжабай, и ущелья огласились криками калмыков, просивших пощады. Однако батыр был безжалостен к врагам, погубившим его соратника. С грозным криком: «Вы и пальца Жасыбая не стоите!» – Олжабай со своим войском усеял трупами путь отступления джунгар».

В работе Машхура Жусупа Копеева «Олжабай и Жасыбай» эта история описана иначе. Так, согласно летописцу, в годы Великого бедствия род Басентиинов поселился в Баянауле. Джунгары готовили вторжение. Узнав об этом, Олжабай батыр привел из гор Улытау и Каратау свой род Суюндик. Зная, что противники приближаются, большинство аргынов покинуло Баян­аул, перейдя на правый берег Иртыша. В Баянаульских горах остались только воины Олжабая и Жасыбая.

В легендах часто упоминается камень, возле которого был водружен общий флаг, символизирующий объединение батыров после долгой конкурентной борьбы. Народные герои решили действовать сообща. Жасыбай должен был защищать Шойындыколь, а Олжабай разместил свое войско вблизи озера Торайгыр.

В ожидании врага Жасыбай, погадав на бараньей лопатке, предсказал исход битвы. Вскоре батыр увидел джунгар, достигших горы Кызылтау. Среди вражьего войска тоже был предсказатель. Согласно преданиям, два ясновидца узнали друг о друге на расстоянии.

Джунгары пошли на хитрость. Изобразив отступление, они сумели усыпить бдительность казахов и напали на них спящих. Жасыбая враги подкараулили у охранного поста. Для того чтобы убить его, враг отправил 30 своих стрелков. Как только ничего не подозревающий герой подошел к охранной вышке, джунгары его расстреляли. Батыр погиб.

Услышав о поражении Жасыбая, Олжабай батыр в спешном порядке собрал войско и бросился к месту сражения. Как говорится в народных преданиях, батыр сравнял с землей джунгарское полчище. Баймурат из рода Тортуыл уговаривал Олжабая взять пленных, на что тот ему ответил: «Даже смерть всего этого войска не искупит и пальца убитого Жасыбая». Так безмерно один народный батыр уважал другого.

В дальнейшем озеро, возле которого были разгромлены джунгары, было названо Шойындыколь, от казахского «шойын» – чугунный. Как поясняет Машхур Жусуп Копеев, близ озера осталось множество вражеских вещей, в том числе чугунная посуда. Впоследствии это озеро было названо Жасыбай как дань уважения великому батыру.

Битва с джунгарами продолжилась к востоку от Баянаульских гор. Олжабай батыр добил врага в горах Серектас (ныне гора «Қалмаққырған» – «место гибели калмыков»). По свидетельству Машхура Жусупа Копеева, джунгары после этого сражения оставили свои попытки напасть на эти земли.

– В истории по сей день не установлена точная дата казахско-джунгарской битвы. В четвертом томе книги «Из материалов о захвате казахских земель» в разделе «О переходе к оседлости уезда» есть такие сведения: «Внук младшего сына Айдабола Олжабай, служивший хану Абылаю, 160 лет назад, т.е. в 1730 году, пришел в Баянаульские горы. Здесь, столкнувшись с джунгарами, он поднял против них войска и сумел оттеснить врага к югу. Мудрая политика хана Абылая и мужество Олжабая сыграли в этой победе немаловажную роль», – рассказывает исследователь сакральных мест Казахстана, кандидат исторических наук Кайрат Батталов.

Академик А. Маргулан отмечал, что казахско-джунгарские сражения в Баянаульских горах прошли в 40-е годы XVIII века.

Известный летописец Машхур Жусуп Копеев в своем труде «История Сарыарки» отмечает: «В Баянаульских горах есть перевал Жасыбая, названный так в знак того, что в этом месте великий батыр был убит и захоронен».

В 2005 году потомки батыра установили на этом месте надгробный камень. Его верхняя часть представляет собой бюст батыра, внизу выбита надпись «Жасыбай батыр. XVIII век» и несколько мудрых изречений того далекого прошлого. Памятник изготовлен из черного мрамора.

Свидетельства о храбрости батыра Жасыбая, о его мужестве и полководческом таланте по сей день живут в народной памяти. Именно такие герои сумели сохранить казахские земли. Место захоронения батыра считается священным.

Сая МОЛДАЙЫП.

Перевод с казахского Алишера ШАЯХМЕТОВА.

Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz