Вопросы перехода детских садов на государственный язык обучения и воспитания обсудили участники совещания, состоявшегося в облакимате под председательством заместителя акима Павлодарской области Мейрама Бегентаева.

– Переход всех детских садов на государственный язык обучения и воспитания – важный шаг для нашего государства, – отметил Мейрам Бегентаев. – Он будет осуществляться путем поэтапной реализации языковой политики. В нашей области существенно расширилась инфраструктура обучения государственному языку. В настоящее время в регионе 67 детских садов с воспитанием и обучением на государственном языке, их посещают 9630 детей. В смешанных 84 садах имеется 294 группы на казахском языке, где воспитываются 7574 ребенка.

Во время совещания выступила руководитель областного управления по развитию языков Сауле Османова. Она сообщила, что в регионе создана дорожная карта поэтапного перехода детских садов с русским языком обучения на казахский язык.

– В 2016-2017 учебном году число детей некоренной национальности, воспитывающихся в казахских детских садах, составляло 1051, – рассказала Сауле Османова. – В этом году их число возросло на 437. Это говорит о понимании родителями того, что знание государственного языка – веление времени, и что будущее детей связано с Казахстаном. Ежегодно в области проводится пробное тестирование на знание государственного языка по пяти уровням. В 2017 году такое тестирование прошли 2081 государственный служащий, 984 работника сферы услуг, 2616 специалистов бюджетных организаций, более 200 воспитателей и руководителей дошкольных учреждений.

Как отметила Сауле Османова, поскольку с 2020 года первоклас­сники будут обучаться в школе на латинской графике, уже сегодня должна начаться работа по внедрению латинского алфавита в дошкольное обучение. К первому классу детям необходимо знать хотя бы буквы. Сауле Османова призвала методистов дошкольных организаций разработать игровую методику по внедрению в садах латиницы.

По словам выступившего на встрече руководителя областного управления образования Динислама Болатханулы, в регионе функционируют 426 дошкольных организаций. В рамках реализации проекта поэтапного перехода детсадов на государственный язык в 2017 году в области открыты восемь групп с казахским языком обучения, расширены возможности действующих детских садов, реализовано два пилотных проекта в дошкольных организациях. В частности, открытие экспериментальных групп для детей некоренной национальности с общением на казахском языке.

– Новые дошкольные организации теперь будут открываться только с казахским языком обучения и воспитания, – сказал Динислам Болатханулы. – Несмотря на язык обучения, отдельные предметы в детском саду будут вестись на государственном языке. Сейчас нами проводится работа по внедрению в дошкольных организациях вариативного компонента «Өлкетану» на государственном языке. Он включает патриотическое воспитание, формирование знаний по истории и культуре родного края, общение детей разных национальностей на казахском языке. При этом мы понимаем, что для дошкольного образования не требуется глубокого знания казахского языка. В активном словарном запасе для владения языком на базовом уровне работникам детсадов достаточно 400-500 слов. Но для этого, конечно, нужна инициатива самих воспитателей.

Динислам Болатханулы акцентировал внимание на том, что необходимо в целом пересмотреть концепцию воспитательной работы в детсадах. К примеру, мероприятия и утренники, посвященные Наурызу, Дню независимости, Дню единства народа Казахстана, руководством управления образования рекомендовано проводить на государственном языке. Кроме того, педагогам необходимо создавать подборку фильмов, аудио- и видеоматериалов и литературы на казахском языке.

Ценным опытом и нетрадиционными подходами в обучении поделилась на встрече директор Павлодарского областного центра изучения казахского языка «Ана тілі» Шолпан Кенжикова.

– Без учебного процесса не будет никакого продвижения вперед, – считает специалист. – Обучение в нашем центре ведется на основе языкового бранча. Это новое явление для Казахстана, когда люди могут общаться в процессе изучения языка. На свои уроки мы приглашаем опытных практиков – носителей языка и в комфортных условиях обучаемся, пьем чай. А потом люди у себя дома пытаются общаться на бытовом уровне. Кроме того, нами активно используется метод арт-терапии, то есть мы в определенной ситуации обыгрываем какие-то слова, которые потом обязательно пригодятся нашим ученикам. В это же время люди отдыхают, институт семьи развивается. Когда человек изучает слова, необходимые ему в повседневной жизни, то процесс усвоения проходит гораздо эффективнее.

Как подчеркнул Мейрам Бегентаев, образовательная программа дошкольных учреждений сегодня изменилась и разрабатывается на основе общеобразовательного стандарта.

– В прежние времена дети приходили в школу и там уже учились читать, – отметил Мейрам Бегентаев. – А сегодня перед школой мы уже проверяем скорость чтения. Например, пятилетние дети легко все схватывают, отправляют смс как на кириллице, так и на латинице. В этот период у них очень гибкий и податливый мозг, они легко осваивают все новое. А ведь у нас нет специальных программ, обучающих тому, как отправлять смс или обмениваться сообщениями через WhatsApp, но наши дети сегодня этим всем владеют.

Как было отмечено на совещании руководителем областного управления образования, ведомством разрабатываются различные формы материального и морального стимулирования работников, стремящихся обучаться языкам и применять их в своей деятельности. Динислам Болатханулы заверил, что таким педагогам обязательно будет оказана поддержка в карьерном росте, а полученный ими опыт планируется активно распространять.

Марина КИСЕНКО.

Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz