Репетиция в Павлодарском областном казахском музыкально-драматическом театре имени Ж. Аймауытова – всегда сложный и ответственный процесс. Во время прогона нового спектакля еще можно подправить декорации, выставить свет и более убедительно произнести какую-то реплику. Два дня, 2 и 3 марта, «аймауытовцы» будут играть на своей сцене трагедийную постановку по произведению известного писателя и драматурга Габита Мусрепова «Козы Корпеш – Баян сулу». А принимать очередной «творческий экзамен» и оценивать эту работу предстоит не только режиссеру АдилетуАканову, но и павлодарской публике.

Художника-постановщика Есенгельды Туякова режиссер Адилет Аканов специально пригласил в павлодарский театр из Алматы, чтобы поработать над новым спектаклем, придав ему именно то оформление, каким оно в результате и получилось, – цельным, атмосферным и зрелищным.

Надо отметить, что ЕсенгельдыТуяков имеет хороший педагогический опыт. В Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова он как раз преподавал Адилету Аканову в годы его обучения там. Тогда это знакомство помогло начинающему режиссеру получить новые знания, а сейчас вдохновило на то, чтобы сотворить со своим преподавателем новую сценическую работу.

– Конечно, спектакль «Козы Корпеш – Баян сулу» уже ставился много раз на разных театральных сценах и в совершенно разных интерпретациях, – отмечает художник-постановщик. – Судя по актерам и постановкам, в Павлодаре казахский театр носит традиционный характер. Это означает, что в процессе подготовки коллектив далеко не отходит от драматургического материала, старясь придерживаться основной канвы произведения, выговаривая текст и декларируя акценты. Это не психологический, не показной театр. Он просто рассказывает историю в классическом варианте.

Говоря о новом спектакле, Есенгельды Туяков отмечает, что стилистика костюмов и сценографии была несколько изменена. К примеру, наряды всех героев получились по-настоящему историческими, ассиметричными и даже немного диковатыми. Это традиционная казахская одежда, в которой людям удобно и кочевать, и воевать. Декорации – сконструированные вышка, мастерская и ограждения для лошадей, служащие одновременно занавесом, изготовлены меньше чем за месяц.

– Тема этого произведения созвучна с темой шекспировской любви, – считает Есенгельды Туяков. – Габит Мусрепов сравним с Шекспиром! Безусловно, «Козы Корпеш – Баян сулу» рассказывает прежде всего о высокой и сильной любви, дающей человеку психологическую силу. Это произведение сопоставимо с «Ромео и Джульеттой», хотя это, понятное дело, разные истории.

– Есенгельды Жумагулович, театральное искусство в Павлодаре и Алматы – во многом разные творческие субстанции. Как вам работалось с нашими актерами? Если сложится, приедете оформлять наши спектакли еще?

– Преград по расстоянию для меня не существует. Мне всегда интересны новые творческие личности, новые молодые режиссеры, поиск пространства для творчества и реализация самого себя. Ограничиваться только одним городом Алматы неправильно. В Алматинском казахском академическом театре драмы имени М. Ауэзова я работал 40 лет. Сейчас не обременен работой в каком-то конкретном театре, ценю свободу творчества, готов проводить время «на колесах», приезжая туда, где могу реализовать то, что задумал. Если честно, даже не ожидал, что павлодарцы выполнят весь объем заданной работы по оформлению. Признаюсь, что был готов к худшему, но все получилось благодаря работникам, ответственным за постановочную часть. Теперь дело за режиссером и актерами. Отмечу, что эти люди с душой и профессионально относятся к своей работе.

В этом спектакле артистов на сцене появляется много. Так, роли главных героев Козы Корпеш и Баян сулу в двух составах исполняют Кобланды Болат, Абзал Жакып, Айгерим Сулейменова и Актилек Акдаулет. Кроме того, в постановке задействованы Бахаргуль Курбанова, Гульжанат Омарова, Талжибек Атамбек, Куралай Мусанова, Бейбут Шаним, Бауыржан Манатбекулы, Руслан Ныгманов, Айсулу Балтабаева, Медет Садыгазин и другие.

По сюжету старинной легенды о трагической любви двое друзей детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, обручив их еще до появления на свет. Не дождавшись рождения сына, Сарыбай погибает во время охоты. Подрастающие Козы и Баян, еще никогда не видевшие друг друга, но связанные узами брачного договора, встретились и полюбили друг друга. Однако через время Карабай меняет свои планы. Он обещает отдать свою дочь замуж за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отару от джута.

Несколько репетиционных дней накануне премьеры выдались особенно напряженными. В зрительном зале – никого, кроме режиссера и еще нескольких работников аймауытовского театра. Художник Есенгельды Туяков пристально наблюдает за тем, как используются декорации, а вот Адилет Аканов со всем грузом режиссерской ответственности вслушивается в текст и «последними штрихами» дополняет игру артистов. Даже во время нашей беседы он не отводит взгляда от действия, успевая контролировать процесс. Время от времени Адилет Аканов сам поднимается на сцену, чтобы еще раз удостовериться: выстроенная мизансцена соответствует его замыслу.

– Эта постановка для нас новая, – говорит режиссер. – В ней мы старались придерживаться традиционных, обыденных приемов. Главной особенностью спектакля станет глубокая актерская игра, тесно связанная с интересной сценографией. Здесь важно было не потерять постановочный ритм, качественно сыграть.

Как пообещал Адилет Аканов, самой зрелищной и трогательной станет одна из сцен в самом финале спектакля. Однако он не стал раскрывать всех карт, отметив, что ни один зритель точно не останется равнодушным к этой истории.

Марина КИСЕНКО.
Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz