Проанализировав работу жилищно-коммунальной сферы страны, полномерное оказание услуг населению и оплату за них, Правительство РК решило создать структуру, которая навела бы порядок в этом деле и поставила работу ЖКХ и предприятий-монополистов отрасли на новый уровень. И в ноябре 2012 года приказом Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства и решением совета директоров АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» было создано акционерное общество «Фонд развития жилищно-коммунального хозяйства». При этом, замечу, фонд – дочерняя организация АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства», то есть неправительственная структура. Тем не менее он декларировал масштабные задачи – внедрение эффективных механизмов финансирования в целях содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства Казахстана и модернизации ЖКХ путем развития доступной системы финансовой поддержки субъектов этой сферы. Что, в частности, выразилось в установлении в многоквартирных домах страны счетчиков учета потребляемого тепла. Это, по замыслу, гарантировало четкий учет и контроль теплоносителя, исключало расчеты, взятые «с потолка», и фактически уменьшало платежи граждан за использованную ими тепловую энергию. То есть за отопление их квартир.

Монтировать тепловые счетчики взялось ТОО «Авентис Групп», головной офис которого расположен в Астане (компания располагает сетью представительств в Алматы, Петропавловске и Павлодаре). В Интернете об этом товариществе сказано, что структура – системный интегратор в сфере электроэнергетики, теплоэнергетики и водоснабжения, предоставляющий предприятиям топливно-энергетического комплекса полный комплекс услуг по автоматизации производственных процессов и внедрению информационных систем. И что компания обладает высококвалифицированными специалистами с большим опытом работы в области информатизации энергетической отрасли.

Как рассказала в недавнем интервью начальник управления по работе с потребителями ТОО «Павлодарские тепловые сети» Галина Волкова, в областном центре за последние годы в 904 многоэтажных жилых домах этой фирмой установлено на сегодняшний день 1075 приборов учета тепловой энергии. Из них принято на коммерческий учет 840 ОПУ. В Экибастузе в 404 многоэтажках смонтировано 533 прибора, из которых на коммерческий учет внесено 373.

Если приводить данные по прошлому году и началу этого, то картина будет такая: установлено 238 приборов учета, на очереди еще 34. Здесь возникают закономерные вопросы: почему произошло отставание от графиков, и по какой причине смонтированные счетчики не выполняют свою функцию, а граждане так и продолжают платить за тепло по приблизительным меркам?

По этому поводу в АО «Павлодарэнерго» дали такое объяснение: «В работу ОПУ принимаются тепловиками только после оформления всех необходимых документов. То есть когда подрядная организация, установив прибор, подготовит всю проектно-сметную документацию; подпишет с представителями объектов кондоминиума акт приема-передачи имущества на ответственное хранение; произведет программирование и наладку ОПУ – только тогда приборы учета тепла будут приняты на коммерческий учет представителями ТОО «Павлодарские тепловые сети». При этом должен быть составлен акт первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии».

Что же не было выполнено из этого законного требования производителей и транспортировщиков тепла и жильцов – его потребителей? По этому поводу заведующий сектором жилищной инспекции акимата Павлодара Амангельды Рустемов в одном интервью, ссылаясь на данные специальной комиссии, проверяющей готовность счетчиков к работе, сказал, что выявлены отсутствие термометра сопротивления для замеров показателей по подающему и обратному трубопроводу, неправильно произведенные сварочные работы, неисправные тепловые вычислители, отсутствие проектно-сметной документации и другие нарушения и недочеты. А инженер предприятия тепловых сетей Александр Малютин, отметив, что его ведомство не намерено принимать счетчики учета тепла с дефектами в работе исполнителя и с неполным комплектом требуемой документации, сказал, что как только подрядчик устранит все это, предоставит проектно-сметную документацию, специалисты ТОО «Павлодарские тепловые сети» готовы в любое время принять его работу по первой же заявке.

Такова ситуация. По этому поводу представитель ТОО «Авентис Групп» в Павлодаре Анна Кравцова не стала отрицать, что есть срыв графика ввода счетчиков учета тепла и отставание по оформлению документации, но сказала, что ситуацию драматизировать не стоит.

– В 2017 году мы установили 235 счетчиков, а оставшиеся 35 предъявим тепловым сетям до конца февраля, – сказала Анна Сергеевна. – Так что журналисты несколько сгустили краски. Мы не снимаем с себя ответственности, но ради объективности должна сказать, что и нам не давали нормально работать: были проблемы с финансированием, с поставкой термометров, с согласованиями диаметра труб, подающих тепло в дома (их размер 30 мм, а требовалось 50 мм) плюс другие причины. На недавнем совещании в акимате Павлодара нам установили срок полного завершения наших работ и передачи счетчиков эксплуатационникам к первому апреля – мы к этому сроку все сделаем.

Бесспорно, хорошо, что проблема решится. Но получается так, что в нынешнем отопительном сезоне жильцам тех домов, где смонтировали счетчики, но не довели их до ума, не придется рассчитывать на экономию в отплате за тепло. Так как за него согласно ведомственным циркулярам берут по прежней схеме, пока не примут счетчики на баланс.

И вот здесь меня не покидает навязчивая мысль, что такая ситуация возникла чуть ли не ожидаемо, а по ряду позиций, может, и преднамеренно. Судите сами: установка тепловых счетчиков – одна из животрепещущих тем и проблем Павлодара, достаточно зайти в Интернет и прочесть далеко не лестные отзывы граждан по этой теме. Значит, и компетентные службы акимата города, и общественные организации, и председатели КСК (многие из которых устранились от контроля), как представляется, в первую очередь ТОО «Павлодарские тепловые сети», должны были курировать ход монтажа счетчиков и передачи их на баланс. Но почему-то получилось так, что задним числом на финише всплыли и некачественная сварка, и неправильно установленные манометры, и другое. В том числе и то, что в ходе работ утеряны паспорта немалого числа счетчиков учета тепла, и их пришлось восстанавливать на заводе-изготовителе, на что ушло немало времени. Почему же никто на ранней стадии не возмутился и не забил тревогу по поводу того, что из-за всего этого страдают люди, которые надеялись сэкономить, а в итоге выигрывают тепловые сети, беря оплату по прежнему тарифу?

Есть и еще один спорный момент автоматизации теплового учета и образования тарифа на этот вид энергии. Вновь сошлюсь на комментарии павлодарцев в Интернете.

В одном из них (18 февраля 2017 года) житель Павлодара пишет: «Когда монополист говорит: «Устанавливайте счетчики, вам же лучше, платить меньше будете», – это «развод», так как никто добровольно уменьшать свою прибыль не собирается. Так было с водосчетчиками, теперь вот электрические, через год-два появится статья о счетчиках учета тепла.

P.S. Оказывается, я – оптимист: и года не прошло, как нас снова поимели».

Сделаю скидку на некоторую запальчивость автора, но похоже, что он недалек от истины. Моя коллега, корреспондент республиканской газеты «Время» Ольга Воронько, в середине января в своем издании опубликовала материал «Павлодарцы начали платить за тепло по тарифам 2021 года». Приведу его с небольшим сокращением: «В 2015 году департамент по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Павлодарской области сообщил общественности: утверждена программа пятилетнего предельного роста тарифа, по которой стоимость тепловой энергии в 2020 году должна составить для потребителей с прибором учета 1211,84 тенге/Гкал (без НДС), и для жителей без прибора – 2606,57 тенге/Гкал.

Народ усиленно призывали устанавливать в домах тепловые счетчики и красочно расписывали, как экономят те, кто это уже сделал. Однако в январе этого года «оприборенным» павлодарцам пришли счета за тепло по тарифу 1872,65 тенге/Гкал (без НДС), а «неоприборенным» – по 2733,58 тенге/Гкал. Почему? Оказалось, что в утвержденной антимонопольщиками программе есть хитрый пункт, о котором общественности сообщать не стали.

– Мы имеем право поднимать тариф, если количество домов со счетчиками увеличивается и АО «Павлодарэнерго» несет от этого финансовые потери, – объяснили в пресс-службе акционерного общества.

То есть приборы показали, что дома не догреваются до установленных ранее норм, потребители стали платить меньше, и монополист вместо увеличения подачи тепла увеличил его стоимость».

Как-то нелогично получается: вместо того, чтобы добиться на ТЭЦ снижения себестоимости производства тепловой энергии, снизить ее потери в сетях, применить другие мероприятия, в ход идет опробованный метод получения прибыли – повышение тарифа.

В итоге сегодня уже речь не идет о декларируемых ранее 40-50 процентах оплаты за тепло, а в лучшем случае – 15-20 %. И, если говорить по большому счету, в выигрыше оказались энергетики, так как благодаря жильцам и счетчикам наладят четкий учет потребления тепла, различным жилищно-коммунальным фондам, продвигающим проекты, и тем, кто монтирует эти приборы. При этом я не призываю отказаться от них, но ведь все должно вестись по правилам, с равносторонней выгодой.

И последнее. По словам А. Кравцовой, в этом году программа Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства по установке счетчиков учета тепла завершается. Будут ли ее продлевать, так как еще не во всех домах того же Павлодара смонтировали счетчики, – никто не знает.

Сергей ГОРБУНОВ.
Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz