Сегодня ТОО «Автобусный парк №1» обслуживает 12 городских маршрутов, ежедневно выпуская на линию 48 автобусов. Всего на балансе предприятия их числится 102, 39 из них не подлежат восстановлению. Они уже много лет «украшают» часть территории парка, которая из-за этого больше напоминает автосвалку. Просто взять и избавиться от неисправных машин нельзя: в случае с госпредприятием, которым сейчас и является автобусный парк, это отразится на величине уставного капитала. Однако благодаря тому, что в прошлом году руководству предприятия удалось закрыть все долги, 32 старых автобуса наконец начали готовить к списанию. Еще десять пока законсервированы и в скором времени будут отремонтированы. К слову, на днях у предприятия сменился директор: Вадим Ковальчук теперь будет занимать должность заместителя акима Экибастуза. Но раз пока никто лучше него не знает положение дел в автобусном парке, на вопросы депутатов пришлось отвечать именно Ковальчуку.

– За прошлый год парк заработал 306,9 миллиона тенге. На эти деньги нам удалось погасить все долги, оплатить налоги и купить несколько новых автобусов, – говорит Вадим Ковальчук. – Долг по зарплате, который составлял около 10 миллионов тенге, мы тоже закрыли. Осталась небольшая задолженность перед водителями, которые сменили место жительства, и мы их пока не можем найти. Кстати, если в начале прошлого года средняя зарплата по предприятию составляла 63 тысячи тенге, сейчас она выросла до 111 тысяч тенге.

Вроде новости хорошие, но радоваться павлодарцам пока рано. Перевозчики все еще недовольны существующим тарифом. По словам Вадима Ковальчука, автобусный парк вынужден покупать более дешевые автобусы, которые не соответствуют нашему климату, или экономить на ремонте, потому что тариф все еще слишком низкий. Он уверяет, на самом деле себестоимость поездки составляет не 80 тенге, а от 90 до 150 в зависимости от конкретного маршрута. Соответственно, и денег на новые автобусы нет.

Вадим Ковальчук хоть и сменил работу, автобусный парк планирует поддерживать и дальше. Он уверен: чтобы изменить ситуацию к лучшему, нужно либо добиться субсидий от государства, либо снова поднять цену на проезд. Кроме того, он считает, что нужно ограничить количество маршруток, которые дублируют маршруты автобусов, как, например, маршрутка №111 и автобус №10. Причина недовольства перевозчика понятна: маршрутки ходят чаще, из-за этого автобусов дожидаются на остановках только школьники и пенсионеры.

– Мы обслуживаем 12 маршрутов, при этом только два из них рентабельные. Все остальные – в ноль или в минус. В то же время другой перевозчик имеет семь рентабельных маршрутов и ни одного нерентабельного. Субсидии мы не получаем, только льготное возмещение, – отмечает Вадим Ковальчук.

Нужно сказать, что убыточные пригородные маршруты сейчас обслуживают автобусы «Вольво» 1993 года выпуска. Заменить их новыми пока нет возможности: городские для этого не подходят – слишком мало сидячих мест, а ехать довольно далеко, а пригородные стоят дорого. Да и вообще, недавно ТОО «Автобусный парк №1» уведомил ЖКХ, что не может содержать 31 и 42 маршруты, которые ходят до элеватора и поселка Железнодорожников. От убыточных маршрутов намерены отказаться. При этом больше всего жалоб на работу автобусного парка поступает как раз от сельских жителей.

Есть еще один важный момент. Теперь льготное возмещение будет распределяться иначе: трамвайному управлению достанется всего 25 процентов вместо 40, а на долю других перевозчиков останется не 60 процентов всей суммы, а 75.

Кстати, трамвайное управление, которое за прошлый год заработало больше миллиарда тенге, тоже не осталось без внимания депутатов. Сегодня их главная проблема – старые вагоны. По правилам трамваи должны заменять новыми, когда предшественнику стукнет 16 лет, однако большая часть павлодарского трамвайного парка давно отметила свое 30-летие. В ближайшие три года эту проблему планируют решить, полностью обновив подвижной состав.

Кстати, как пояснил глава трамвайного управления Айтуар Жангазин, недавний случай со сгоревшим вагоном никак не связан с его техническим состоянием. Всему виной обледеневший из-за морозов контактный провод, который упал на корпус трамвая. Провод уже заменили, заодно и проверили все опасные участки.

– Проблема была не в самом трамвае, а в линии. Поэтому в этом году мы собираемся заменить весь контактный провод, – успокоил депутатов Айтуар Жангазин. – Такое может случиться на остановке – в момент подключения, когда трамвай еще не тронулся, поэтому опасности для пассажиров нет. Во время движения такого произойти не может. Кстати, новые вагоны меньше подвержены риску, чем старые: последние изнутри обшиты фанерой, поэтому опасность возгорания выше.

Кроме того, представители трамвайного управления отметили, что сейчас рассматривается возможность провести трамвайные пути до Кенжеколя и Аксу.

– Мы сможем связать два города, проложив рельсы прямо по новому мосту: сделать это нужно в одну полосу, с разворотной площадкой в конце. В Павлодаре пути обособлены, а тут мы предлагаем положить рельсы прямо на действующей дороге. Так делают в других городах: пока нет трамвая, по этой же полосе будут двигаться автомобили, – объяснил Айтуар Жангазин.

К слову, сейчас для трамвайного управления еще одним больным вопросом остается нехватка водителей. Зарплату сотрудникам в этом году удалось поднять, поэтому здесь с нетерпением ждут новые кадры. В свою очередь депутаты планируют проехать по всем автобусным и трамвайным маршрутам, чтобы знать ситуацию не только со слов перевозчиков, но и увидеть все своими глазами.

Наталья ЗИНЧЕНКО.
Фото автора.

irstar.kz