Установленные автоматизированные теплопункты позволяют самостоятельно регулировать температуру в квартирах в зависимости от уличной температуры. Тем самым люди будут платить не за отпущенное по норме тепло, а рассчитываться строго за полученное по факту. Модернизация каждого из домов обошлась бюджету почти в 11 миллионов тенге. Затраченные средства жильцы будут возвращать в предстоящие восемь лет. В среднем квартировладельцам надо ежемесячно выплачивать от 800 до 1300 тенге каждому.
Во вторник, 18 июля, дома по Мира, 60/1 и Крупской, 82 в очередной раз посетила рабочая комиссия с участием представителей жилищной инспекции, подрядной организации ТОО «Аланда», выполнявшей ремонт высоток, а также оператора госпрограммы модернизации ЖКХ ТОО «Горкомхоз модернизация жилья». По официальным данным, с начала 2012 года в областном центре прошли модернизацию 96 многоэтажных домов. В этом году завершена модернизация дома по улице Катаева, 11/2.

– На всех трех домах провели замену инженерных сетей, то есть горячего и холодного водоснабжения, системы отопления и установили автоматизированные теплоузлы, куда входят и приборы учета тепла, – комментирует главный инженер ТОО «Горкомхоз модернизация жилья» Александр Дегтярев.
По его словам, наиболее затяжным ремонт оказался в доме по Мира, 60/1, это бывшее общежитие, где проживает более ста семей. Еще недавно подвальное помещение дома напоминало сливную яму, теперь оно полностью осушено, заменены все канализационные трубы и система отопления.
– Ремонт затянулся на два месяца только потому, что нам пришлось уговаривать жильцов первых этажей отремонтировать свои трубы в квартирах. В подвалах было невозможно работать, с потолка постоянно лилась вода, – говорит А. Дегтярев. – В доме отсутствовала система канализации, точнее, она была разрушена до такой степени, что в подвале были сплошные арыки. Сюда стекались и канализационные стоки, и дождевая, талая вода. Во время ремонта здесь несколько раз случалось подтопление. Пришлось привлекать работников Горводоканала, чтобы они полностью прочистили свои сети. Сейчас даже если вода подходит к дому, она уже не заливает подвал. Кроме того, автоматизированный теплопункт позволит экономить на оплате за тепло от 30 до 50 процентов.
Стоит отметить, после модернизации подрядная организация три годы несет гарантийные обязательства и обязуется предоставлять своего слесаря для обслуживания установленного оборудования.
По словам управляющей кондоминиумом Ирины Светличной, дому 21 год. За это время в нем лишь однажды, в 2007 году, меняли стояки, когда комнаты общежития перестраивали под квартиры.
– Вот вы идете и боитесь к стенам притронуться, по-вашему, это грязно, а для меня это чистота, – говорит Ирина Светличная. – Было время, когда мы в резиновых сапогах не могли по подвалу пройти, потому что он был затоплен. Комары летали тучами, тараканы не выводились. Сейчас везде сухо, чисто. Когда инженерные сети в порядке – уже легче. Сейчас у нас остается одна проблема – протекающая кровля. Когда собирали подписи, двух голосов не хватило для того, чтобы отремонтировали крышу. С жильцов мы денег на этот ремонт никогда не соберем. У нас тариф на обслуживание дома 10 тенге за квадратный метр. Общее начисление в месяц – 40 тысяч тенге. Долг на сегодняшний день составляет 600 тысяч тенге.
Между тем, как пояснили в жилищной инспекции Павлодара, у местных жильцов есть возможность отремонтировать по госпрограмме и дырявую крышу.
– У нас есть дома, которые повторно участвуют в программе модернизации, – отметили в городской жилищной инспекции. – К примеру, в доме по улице Рылеева, 19 сначала кровлю сделали, а через год отремонтировали инженерные сети.
Казалось бы, за жильцов подобных многоэтажек, для которых госпрограмма – единственная реальная возможность привести в порядок свой дом и залатать протекающую крышу, можно только порадоваться. Ведь самим людям таких затрат не потянуть. Ан нет, нашлись и здесь недовольные. Жильцы дома по улице Мира, 60/1, срываясь на крик, возмущались, по их словам, неслыханно дорогим ремонтом, а некоторые тут же вспомнили, что не давали своего согласия на модернизацию. Жители дома по улице Крупской, 82 при виде сотрудников акимата наперебой стали жаловаться на пропавшие 500 метров труб, которые неизвестные люди сдали на металлолом. Как оказалось, пропажа труб послужила лишь поводом к тому, чтобы в очередной раз упрекнуть подрядчиков в баснословных миллионах, потраченных на ремонт. «Платить-то нам за эти золотые трубы», – сетовали люди. Правда, на просьбу перечислить, какими работами люди недовольны, народ подозрительно стих. Впрочем, для оператора госпрограммы и подрядчиков такие ситуации вполне привычны, подобные упреки звучат в их адрес всякий раз, когда дело касается оплаты за проведенную модернизацию. К слову, по действующей программе модернизации жилья капремонт в жилых домах проводится за счет возвратных средств. Ранее эти работы финансировал республиканский бюджет.
– Проблема в том, что люди изначально скептически настроены, – говорит А. Дегтярев. – Хотя мы, как операторы, заинтересованы, чтобы все работы по модернизации жилого фонда проводились качественно и в срок, процедуры покупки материалов были прозрачными, не допускалось никаких сговоров и прочих вещей. Контроль с нашей стороны жесткий, как за ходом ремонтных работ, так и за возвратом вложенных средств. Сумма сборов за проведенную модернизацию составляет 65 процентов. С должниками ведем досудебную работу. Приходится, конечно, взыскивать с людей долги. На возвратные деньги ремонтируем другие дома. На сегодняшний день в очереди по программе модернизации числятся восемь домов, в том числе шесть многоэтажек планируется капитально отремонтировать за счет возвратных средств местного оператора, еще два дома – за счет республиканских средств. К слову, чтобы дом вошел в программу модернизации жилья, требуется согласие двух третей жильцов. Но попасть в госпрограмму не так-то просто. Приоритет отдается домам, которые находятся в аварийном состоянии и нуждаются в срочном капремонте.

Анна УРАЛОВА.
Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz