В республиканском фестивале кыргызстанских театров по драматургии Рахымжана Отарбаева, проходившем в Бишкеке с 20 по 24 июня, участвовали восемь сценических коллективов, в том числе Кыргызского национального академического драматического театра имени Т. Абдумомунова, Чуйского областного театра имени Ш. Термечикова и других. Фестиваль имел солидный призовой фонд, а его участники представили свои постановки в 12 номинациях.
– Сейчас Рахымжан Отарбаев работает художественным руководителем в Атырауском областном драматическом театре имени Махамбета Утемисова, – рассказывает Мухтар Байжуманов. – Он лично пригласил меня посетить театральный фестиваль, который состоялся этим летом в Бишкеке. Его коллеги и друзья из Кыргызстана впервые организовали такое мероприятие, где коллективы-участники продемонстрировали свои возможности в постановке пьес, вышедших из-под пера нашего известного казахского драматурга.
Кроме Мухтара Байжуманова, в число казахстанских гостей вошли писатель, публицист Несипбек Даутаев, прозаик, редактор республиканской газеты «Қазақ әдибиеті» («Казахская литература») Жумабай Шаштаев, поэт и писатель Мереке Кулкенов, директор Карагандинского казахского драмтеатра имени С. Сейфуллина Сансызбай Бекболатов, а некоторые давние друзья Рахымжана Отарбаева даже приехали на фестиваль из Германии и Монголии.
– Для меня, как для руководителя театра, очень важно было поддержать Рахымжана Отарбаева и, конечно, посмотреть, как работают наши коллеги из другой республики. И хотя казахский и кыргызский народы близки по ментальности и языку, все-таки в нашей профессии время от времени необходимо видеть что-то новое и понимать, на каком уровне проходят подобные фестивали в других местах. Кстати, именно там зачастую происходят важные для творчества знакомства, перерастающие впоследствии в плодотворное сотрудничество. К примеру, на фестивале я познакомился с известным кыргызским писателем и драматургом Султаном Раевым, который оставил мне две своих новых пьесы. Возможно, в будущем мы сможем что-то из этого поставить на павлодарской сцене.
Как рассказал Мухтар Байжуманов, в середине 90-х при Кыргызском национальном драмтеатре имени Т. Абдумомунова открылся международный театр имени Ч. Айтматова, который возглавил ныне заслуженный артист Кыргызстана Бусурман Одуракаев. Так случилось, что самый первый спектакль в новом театре ставился по пьесе «Абай соты» Рахымжана Отарбаева, который на тот момент был еще молодым и мало кому известным автором. С тех пор и началось его сотрудничество с кыргызскими театрами. Кстати, во время июньского фестиваля о творчестве Р. Отарбаева очень тепло отозвался народный артист Киргизской ССР Сатыбалды Далбаев. Речь шла и о том, чтобы за существенный вклад в развитие театрального искусства выдвинуть Рахымжана Отарбаева на соискание Государственной премии Кыргызской Республики.
Вообще, как драматург Рахымжан Отарбаев состоялся именно в Кыргызстане. Его первая пьеса «Абуталип-апенди», написанная в 90-х годах прошлого столетия, была поставлена в Кыргызском академическом драматическом национальном театре знаменитым театральным режиссером Искандером Рыскуловым. Театралы Кыргызстана прониклись произведениями казахского драматурга. Его пьеса «Тағдыр» («Судьба»), поставленная в Кыргызском национальном драмтеатре, показана зрителям более 500 раз. Можно сказать, что это своеобразный рекорд в истории суверенного Кыргызстана. Только «Материнское поле» по Чингизу Айтматову, «Сивый скакун» Шатмана Садыбакасова и «Судьба отца» Бексултана Жакиева преодолели этот рубеж, но было это еще в советское время.
Сегодня пьесы Рахымжана Отарбаева ставятся практически во всех казахстанских театрах. Спектакли по его произведениям есть и в репертуаре театра имени Ж. Аймауытова. Как уже писала «Звезда Прииртышья», в ноябре прошлого года павлодарский коллектив успешно выступил с постановкой «Ғасыр қасіреті» («Чума века») в Атырау, где осенью прошлого года состоялся международный театральный фестиваль, посвященный творчеству и 60-летнему юбилею Р. Отарбаева.
– Его пьесы написаны гениально, – подчеркивает Мухтар Хамитович. – Он поистине творческий человек, профессиональный драматург, чьи произведения – бесценная находка для любого режиссера. Сейчас многие авторы пытаются заниматься драматургией, но у них, к сожалению, мало что получается.
Примечательно, что в Кыргызстане всего с десяток театров, и большинство из них смогли принять участие в театральном фестивале. А вот в Казахстане их, разумеется, в разы больше, да и материально-техническое оснащение отечественных театров, пожалуй, сильнее. В то же время отсутствие больших финансовых средств не мешает кыргызским театрам развиваться и воплощать на сцене самые смелые творческие задумки.
Завершился фестиваль 24 июня церемонией награждения победителей, которых выбрали представители международного жюри во главе с известным казахским театральным деятелем Еркином Жуасбековым. По итогам мероприятия лучшим признан молодежный театр-студия, действующий при Кыргызском национальном академическом драмтеатре имени Т. Абдумомунова. Творческий коллектив с успехом представил публике спектакль «Актриса» по пьесе Р. Отарбаева. А еще гости и участники фестиваля побывали в Доме-музее Чингиза Айтматова, посетили мемориальный комплекс «Ата-Бейит» в селе Чон-Таш, расположенном в 30 км от Бишкека, где похоронен известный кыргызский писатель.
Отметим, что в этом году исполняется 125 лет со дня рождения нашего земляка, драматурга и первого профессионального режиссера Казахстана Жумата Шанина, который тоже внес существенный вклад в становление театрального искусства Кыргызстана. И сегодня павлодарские служители Мельпомены говорят, что ради такого знакового события масштабный театральный фестиваль в его честь мог бы состояться и на нашей земле, собрав на одной сцене творческие коллективы со всех уголков Казахстана.

Марина КИСЕНКО.
Фото из архива Павлодарского областного казахского музыкально-драматического театра имени Ж. Аймауытова.

irstar.kz