И опять порадовал наш давний автор – хранитель фондов областного историко-краеведческого музея Э.Д. Соколкин, подготовивший интереснейший материал о том, как приходил в наш город технический прогресс.
Так, первый пароход на Иртыше павлодарцы увидели в 1854 году. Это был, выражаясь по-современному, спецрейс: его совершал с инспекторской проверкой в Семипалатинск генерал-губернатор Западной Сибири Г.Х. Гасфорд, сопровождал которого его адъютант Чокан Валиханов, которого мы знаем как выдающегося исследователя, учёного, друга Достоевского и Потанина.
А первый грузовой пароход под громким названием «Ура» мощностью двадцать лошадиных сил прибыл в Павлодар за солью в 1861 году (кстати, это был год отмены крепостного права). С той поры началось движение грузовых, а затем и пассажирских пароходов по Иртышу, через сто лет окончательно вытесненных теплоходами. В наши же дни грузовые перевозки по реке едва теплятся, а пассажирские и вовсе сведены на нет.
*  *  *
Междугородное автомобильное движение в нашем крае было впервые налажено в 1913 году – между Славгородом и Павлодаром. Пассажирский автобус ежедневно перевозил переселенцев. Был также и грузовой автомобиль, доставлявший их скарб и другие грузы.
Первый легковой автомобиль появился в городе летом 1917 года. Летом 1930 года было открыто пассажирское автосообщение с Баян­аулом. Первые городские автобусы стали ходить в 1940 году – от вокзала до Затона, а с 1948 года введено регулярное автобусное сообщение – маршрут №1: Затон – Усолка – вокзал.
Первое такси появилось в городе в 1949 году. Это была машина «Победа».
*  *  *
Первый пассажирский самолёт «К-4» в Павлодар прилетел летом 1930 года из Семипалатинска, открыв тем самым авиалинию Алма-Ата – Семипалатинск – Павлодар – Акмолинск – Атбасар – Кустанай. Аэродром располагался на северной окраине города. С 1959 года аэродром перенесли в южную часть города, где с 1961 года действовал аэропорт, а в 1962 здесь приземлился первый АН-24, в 1970 – первый ИЛ-18. В 1992 году в Павлодаре впервые появились иностранные самолёты – аэробус А-320 и «Боинг-727». В 1994 году впервые прилетел АН-124 «Руслан» весом 183 тонны, в котором было 392 тонны груза.
Добавление из 2012 года. Э.Д. Соколкин ничего не пишет о грузовых ИЛ-76, впервые совершивших полёты в Павлодар в конце восьмидесятых годов прошлого века после страшного землетрясения в Армении. На этих самолётах (или это был единственный рейс – точно не знаю) отправлялись в Армению техника, другие грузы и спасатели из Павлодара на помощь армянам.
На четырёхмоторном ИЛ-18 я в 1972 году полетел в Алма-Ату – поступать в КазГУ (до этого лишь раз или два летал на «кукурузнике» АН-2). АН-24 и теперь ещё кое-где летают, на них мне приходилось садиться и на грунтовую взлётно-посадочную полосу. Уже в новые времена их сменили подержанные немецкие «фоккеры». Летел я на таком однажды и думал: не из тех ли он остатков, что наши отцы в Великой Отечественной войне не добили. Могли ли они себе представить, что мы, потомки победителей, через 60 лет после победы будем летать на старых немецких самолётах?
*  *  *
Первое упоминание в печати о появлении в городе велосипеда относится к 1910 году. Его владельцем стал чиновник акцизного уездного ведомства И. Никаноров. Он же совершил первый дальний велопробег – от Павлодара до Ямышева – на расстояние в 52 километра.
*  *  *
Первый радиоузел открылся летом 1930 года, а первые сетевые радиоприёмники у павлодарцев появились в конце тридцатых годов прошлого века.
*  *  *
Первый телевизор в Павлодаре был у радиолюбителя А. Михелева, который в конце пятидесятых годов прошлого века установил в старых пятиэтажках высокую телевизионную антенну и пытался ловить телепередачи из Омска и Новосибирска.
Добавление из 2012 года. То же самое, только десятилетия спустя, стали делать у нас в «Михайловском», где я в 1967 или 1968 году впервые посмотрел телепередачи в доме у одноклассника Лёньки Маноскина. Его отец – электрогазосварщик – сварил высоченную антенну, с помощью мужиков установил и какое-то время давал возможность всем желающим по вечерам смотреть телепередачи. После первого сильного ветра, согнувшего антенну в букву «Г», телесеансы прекратились. Антенну надо было вновь укладывать на землю, разгибать, укреплять и т.д.
Телевизор у нас дома появился году в 1975, когда в «Октябрьском» установили ретранслятор…
*  *  *
Первая электрическая машина, вырабатывавшая электроток, появилась в Павлодаре в 1913 году в кинотеатре «Фуроръ». В те же годы или чуть позже, но ещё до революции, уже была небольшая промышленная энергоустановка в судоремонтных мастерских. В начале двадцатых годов в Павлодаре начала действовать городская коммунальная электростанция, размещавшаяся сначала в помещении бывшего кинотеатра «Фуроръ», а затем в недостроенном православном соборе (на территории будущего завода «Октябрь»). Примерно в те же годы жители одного из сёл нынешнего Успенского района, скооперировавшись, приобрели электромашину и провели свет в свои дома. Но просуществовало тогдашнее чудо цивилизации недолго. Ещё целые десятилетия электричество даже в квартирах и домах павлодарцев было только вечером. И лишь в 1961 году ТЭЦ-2 стала давать горожанам электрический ток круглосуточно.
*  *  *
Первая попытка провести городской водопровод в Павлодаре была сделана ещё в 1912 году, когда городская управа разработала проект и смету и обратилась в Омскую управу, чтобы оформить подряд на строительство первой линии водопровода от Иртыша до центра города с установкой водоразборных колонок… Но проект не был реализован, и лишь в 1954 году, с началом освоения целины и индустриализации города, началось сооружение первого водопровода.
Вот какие замечательные, бесценные исторические сведения подарил газете и всем её читателям Э.Д. Соколкин.
*  *  *
Быстро строится новая главная мечеть в Павлодаре. Почти 866 тысяч тенге на её сооружение пожертвовали горожане (кстати сказать, не только мусульмане)…

Юрий ПОМИНОВ.
(Продолжение следует).

irstar.kz