Не вредить озёрам
Не вредить озёрам 13.02.2021

Не вредить озёрам

Солнечный тримаран разработали и собрали в Павлодаре. Это экологичный вод­ный транспорт, «родственник» катамарана. Разработкой павлодарцев уже заинтересовались дома отдыха в разных регионах Казахстана.

– Идея возникла летом 2020 года. У нас в Павлодарской области есть природоохранные территории, есть национальный парк Баянаул, озёра Жасыбай и Сабындыколь, где запрещено использовать транспортные средства на бензиновых двигателях. На судна на электродвигателях запрет не распространяется, – рассказывает автор идеи, преподаватель Торайгыров университета Рамис Зарипов. – Мы решили попробовать создать конструкцию электрокатамаранов на солнечных батареях. Разработали проект, составили бизнес-план, закупили все комплектующие, собрали, ближе к осени провели испытания на Иртыше.
В отличие от катамарана тримаран имеет не два, а три плавучих элемента. Его размеры – шесть на четыре метра. В движение 400-килограммовое судно приводит электродвигатель, который питают 12 солнечных батарей, установленных на крыше.
– Изучали рынок, смотрели, какие электрокатамараны и тримараны представлены. Пришли к выводу, что в Казахстане массово такие вещи не производят, – говорит Рамис Зарипов. – Конструкцию разрабатывали сами: шаг винта, рулевое управление, решали, как солнечные панели расположить, какой двигатель подобрать, как установить.
Рамису Зарипову 27 лет, он докторант и преподаватель на кафедре транспортной техники и логистики. Транспорт – всё, что ездит, летает и ходит по воде, – его интересовал с детства. Любовь к технике передалась от отца-железнодорожника.
Солнечный тримаран Рамис разрабатывал и собирал не один, а втроём с коллегами-преподавателями. На сборку первого ушло три месяца. Потом дело пошло быстрее: теперь на это уходит месяц. Уже приступили к сборке третьего судна. К слову, работать павлодарцы начали в разгар пандемии, поэтому первое время были небольшие сложности с доставкой комплектующих деталей и узлов.
– Первый тримаран был сборным, – говорит Рамис Зарипов. – Мы до болтика его разбирали, он легко складывается, помещается в любую машину, перевозится. Сейчас сделали сварную конструкцию, она лёгкая, можно погрузить на манипулятор и привезти в гараж, поставить. Сварная конструкция прочнее и дешевле.
Каждая из солнечных батарей стоит 60 тысяч тенге, всего их 12. Электродвигатель и аккумуляторы тоже дорогие. Интересно, что почти все материалы, использующиеся при сборке тримаранов, отечественного производства. Более того, большую часть из них закупают в Павлодарской области.
– Покупаем только материалы и те комплектующие, которые не можем сделать сами. Например, солнечные панели и провода. Остальное делаем сами, для этого закупили оборудование, – добавляет Р. Зарипов.
Воплотить проект в жизнь было бы невозможно без стартового капитала. Для начала поддержку оказал вуз, где работает Рамис. В обмен университет получил в доверительное управление первый из собранных тримаранов.
– Поначалу вуз выделил нам малый грант и помещение, где мы могли бы работать. Потом выиграли грант в четыре миллиона тенге по программе «Business Ertis», организованной управлением предпринимательства. Оба гранта безвозвратные, – объяснил Рамис Зарипов.
На сегодняшний день грантовые средства освоены. Однако пока ни одного тримарана не продано, и не удивительно: зима – не лучший сезон для катания на катамаране или электротримаране по озеру. Павлодарцы надеются, что ближе к апрелю ситуация изменится в лучшую сторону. А пока подают заявки на участие в различных проектах, направленных на поддержку бизнеса. Недавно стали участниками программы льготного кредитования для молодых предпринимателей «Zhas-Halyk.Ertis».
Павлодарцы обещают, что их детище сможет прослужить без серьёзного ремонта семь лет. Металлические конструкции покрыли специальной антикоррозийной краской с молотковым эффектом. Сама по себе конструкция солнечного тримарана проста. Его создатели обещают, что с ним будет даже проще, чем с бензиновым судном. Главное – следить за чистотой солнечных панелей.
На борту тримарана могут одновременно находиться до 20 человек, а вообще его грузоподъемность две тонны. Экологичное судно можно использовать не только чтобы катать отдыхающих, но и для перевозки небольших грузов. Можно сделать из него кафе, плавучую баню или паром. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.
– Можем ограничиться лавочками, а можем, по желанию клиента, и барную стойку установить. Или обшить конструкцию пластиком, – уточнил Рамис Зарипов.
Чтобы работать официально, предлагать свои разработки клиентам из разных уголков Казахстана и участвовать в гос­программах, направленных на поддержку бизнеса, павлодарцы зарегистрировали ТОО. Рамис теперь – директор товарищества с ограниченной ответственностью «Альтенсур Инжиниринг». К слову, сейчас к сборке тримаранов привлекли троих студентов. Их трудоустроили и платят зарплату. Готовые тримараны пока хранят на базе университета. Если пойдут заказы, готовы расширяться, арендовать себе более подходящее помещение.
Отметим, в среднем солнечный тримаран, собранный павлодарскими умельцами, обойдётся покупателям в 2,7 миллиона тенге. Бензиновая версия будет стоить дешевле – около двух миллионов тенге. На экологичный транспорт уже есть два потенциальных покупателя.
– Сейчас ориентируемся на предпринимателей, которые работают на озёрах. Нам уже звонили из Алаколя и Борового. Пока ещё не сезон, люди не торопятся с такими крупными покупками. Тем более прошлый год был очень сложным, – считает Рамис Зарипов. – У нас есть устные договорённости с предпринимателем, работающим на озере Жасыбай. Если эпидемиологическая обстановка позволит, поставим свою продукцию. Он либо будет арендовать у нас тримаран, либо мы предложим им свои услуги.
Солнечный тримаран испытывали на Иртыше. По течению он шёл со скоростью десять километров в час, против течения чуть медленнее – около восьми километров в час.
Рамис и его коллеги и раньше занимались проектами, связанными с экологичным транспортом. Однако так далеко ещё не заходили. К примеру, электровелосипед и электроавтомобиль всё ещё на стадии разработки.
– Идей много, но чтобы полностью организовать производство на нашей базе, такое впервые, – говорит Рамис Зарипов.
Сейчас, помимо электротримаранов, павлодарцы могут предложить потенциальным клиентам двух- и четырёхместные электрокатамараны. Думают над тем, чтобы начать конструировать ещё и электрогидроциклы.

Наталья ЗИНЧЕНКО.
Фото предоставлено
Торайгыров университетом.


Количество показов: 817

Возврат к списку

Входите, закрыто!
09:00 19.04.2021

Без деления на округа
14:43 18.04.2021

Время отчитаться
16:41 17.04.2021

Огонь в монастыре
11:38 17.04.2021

Нужно сдержать цены
16:59 15.04.2021

Бензиновая лихорадка
14:56 15.04.2021

Вакцинируются всё больше
12:53 15.04.2021

Уберём начисто
11:02 15.04.2021

Сезонные угрозы
08:44 15.04.2021

Ничейный дебют
15:39 14.04.2021

Судьба солдата
10:34 14.04.2021

Что нам стоит дом построить
20:18 13.04.2021

Гагарин и Куба
17:32 13.04.2021

«Мы о таком даже не мечтали». Как интернет поменял жизнь в ауле
17:29 13.04.2021

Из-за «неправильной» трубы
16:30 13.04.2021

В лучших традициях
15:27 13.04.2021

Новые вагоны
14:26 13.04.2021

Священный месяц
14:21 13.04.2021

В «жёлтой» зоне
10:11 13.04.2021

Пустила корни
17:10 11.04.2021

Под собственным брендом
16:07 11.04.2021

Отключат позже
15:02 11.04.2021

Смотать удочки
11:59 11.04.2021

Новая рубрика "Добро пожаловаться"
15:56 10.04.2021

Апрельская уборка
10:19 10.04.2021

Зазеркалье Прииртышья
11:28 09.04.2021

Куда текут молочные реки
10:26 09.04.2021

«Невольник чести»
16:33 08.04.2021

Синие, зелёные и социальные
14:06 08.04.2021

Внеочередные квартиры
12:19 08.04.2021

Уберечься от инфекции
10:17 08.04.2021

Решающая пора
10:12 07.04.2021

Королевский гамбит
17:10 06.04.2021

Без формализма
15:59 06.04.2021

Нужна профилактика!
15:08 06.04.2021

Баллада о весёлых человечках
15:01 04.04.2021

Воды вешние, обильные
14:12 04.04.2021

«Милосердный» хакер, или Первое правило работы в Интернете
12:51 04.04.2021

Неделя без тепла
11:11 04.04.2021

Будем жить, птички!
09:00 04.04.2021

Дождались обновления
12:08 03.04.2021

Грядкам быть
11:04 03.04.2021

Пишем дома?
14:48 02.04.2021

Медальный улов
12:05 02.04.2021

Прикладные шедевры
10:39 02.04.2021

С музыкой народа
17:35 01.04.2021

Учитель математики - мастерица на все руки
16:31 01.04.2021

Такая помощь нужна!
14:27 01.04.2021

Снова за парту!
13:23 01.04.2021

Брошенные трубы
12:16 01.04.2021

Весенний день год кормит
10:09 01.04.2021

Вопросов больше, чем ответов
17:53 30.03.2021

Пути развития
16:00 30.03.2021

Старая песня о главном
15:00 30.03.2021

Слушания перенесены
10:34 30.03.2021

Мониторинг по-новому
08:27 30.03.2021

Мистерия о «Мастере…»
11:42 29.03.2021

Ещё одна история любви…
08:39 29.03.2021

В поддержку крестьянам
11:16 28.03.2021

Право имеют
12:08 27.03.2021

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт